Сегодня в СМИ прошла информация о создании Евразийского сообщества интеллектуальной собственности. Известно, что в момент образования ГАТС (а ныне — ВТО) был заложен принцип регионального подразделения Ассоциации интеллектуальной собственности, что уже потом – вследствие появления «на свет» ГАТС, привело к созданию более 116 региональных ассоциаций интеллектуальной собственности.
Сегодняшняя Ассоциация отличается ото всех предыдущих тем, что в основе её деятельности предполагается «цифровизация интеллектуальной собственности». Ну что ж, вопрос, конечно, интересный. Возможно, эту новую институцию ждёт быстрый корпоративный успех. А может быть, и наоборот. Всё дело в следующем.
Если господа Федотовы (прежде всего, бывший бухгалтер Ассоциации интеллектуальной собственности В. Федотова) поставят дело на научную основу: не простое «оцифровывание» материалов (лицензий, патентных дел и пр. документации), а изначально будет выстраивать политику Big Data. Вот в этом вся сермяжная правда вновь созданной структуры.
На мой профессиональный взгляд, вопрос не простой, так как цифровая российская «ГАТС» — вещь давно востребованная рынком. И здесь постановка задачи чрезвычайно важна (как, разумеется, важна её реализация).
Было бы очень важно провести конференцию по цифровизации всех сфер (всех двадцати шести «подразделов» этой проблематики) на тему, как нам всем сотрудничать, с одной-единственной целью гармонизации этого рынка. Рынок сулит быть очень масштабным и перспективным.
Весьма вероятно, что найдутся «охотники за головами», особенно за рубежом нашей Родины, столь великой в плане интеллектуальной собственности, которые попытаются «наложить лапу» на процесс цифровизации. Что здесь важно понимать? Что те, которые стоят у истоков цифровизации и вообще блокчейна, должны максимально прозрачно и недвусмысленно – причем каждый раз, как только встаёт об этом разговор, подходить к реализации всех аспектов этой многотрудной задачи. Что и говорить, вся сфера услуг, особенно её сердцевина – торговля интеллектуальной собственности – претерпевает во всём мире бум. Я предрекаю в ближайшие пять лет появление как минимум десятка (а то и более) подобных организаций, созданных в понедельник 23 июля 2018 года. Так не лучше ли сразу договориться о правилах игры на этом рынке, и установить нормы этики на этом столь непростом и многосложном рынке. Другими словами, с самого начала надо договориться о трёх принципиальных вещах:
- Что все участники рынка считают цифровизацией интеллектуальной собственности?
- Как распределять «интересы» на рынке на этапах реализации продукции? (кто понимает о чём идёт речь, знают, что это вещь очень непростая, и следует договориться об этом сразу).
- Следует создать клуб (можно и неформальный), в котором все участники рынка могут в неформальной (можно и в формальной) обстановке обсуждать текущие вопросы развития рынка – при том, что, как мы понимаем, трудности, шероховатости возникают ежесекундно. И все предусмотреть невозможно. Я думаю, что даже квантовый компьютер «Ломоносов» не способен это сделать.
И последнее. Как говорят англичане “last, but not least” – последнее, но не последнее по значению – надо выработать парадигмы (векторы, тренды) развития рынка. По германскому либо по японскому образцу.