«Бог сохраняет всё». Анна Ахматова эпохи молчания

"Бог сохраняет всё". Анна Ахматова эпохи молчания

5 марта, ко Дню Памяти Анны Ахматовой, Театр им. Е. Вахтангова представил пьесу режиссёра и профессора Театрального института имени Б.В. Щукина Владимира Иванова «Бог сохраняет всё». Если для многих из нас великая «Муза плача» — певица женской любви Серебряного века русской поэзии, то в новой постановке «вахтанговцев» — это прежде всего страдалица советской эпохи, которая печалится за свою творческую участь и беды окружающих её творцов.

Сказать о том, что Анна Ахматова не создавала гражданской лирики, было бы несправедливо. Она — не Кондратий Рылеев и не Михаил Лермонтов, но её женская гражданская позиция громко прозвучала в «Реквиеме», в виде горькой доли матери и вдовы эпохи «ежовщины».

Удивительно, что Владимир Иванов обходит это произведение стороной, хотя отчасти передаёт его настроение с помощью дневников и эпистолярного наследия поэтессы.

В центре внимания приношения Театра Вахтангова Анне Ахматовой — её взаимоотношения с избранными творческими личностями, которые не всегда были созвучны поэтессе в её поэтическом мире и гражданской позиции, но с которыми её близко сводила судьба. Мы видим Александра Блока, Амадео Модильяни, Осипа Мандельштама, отчасти Бориса Пастернака глазами Анны Ахматовой, а её — их глазами, и глазами Иосифа Бродского и Фаины Раневской. Гонимую, запрещённую к печати, лишённую читателя, но по-прежнему «прекраснейшую из муз».

Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой

Взятые за основу пьесы творческие связи Анны Ахматовой — это не привычная для образа поэтессы боль матери и жены, но что-то наподобие соприкосновения её плача со страданиями других от жизни в чуждом обществе. Как будто Анна Ахматова пропускает через себя всю боль своей эпохи, уже не имея возможности выплеснуть её в стихах.

Такова поэтическая суть советского этапа жизни великой поэтессы, которую заставили молчать. Таковы замершие слёзы, которые на протяжения пьесы стоят в глазах Эвелины Сарибекян, представившей нам потерявшую свой мир Анну Ахматову.

В центре созданной композиции — оплывающая свеча, у которой так часто горевала, вздыхала, а порой и выла от боли и безысходности удивительная женщина, которой была доступна невообразимая глубина молитвы.

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей…

(отрывок из «Реквиема»)

Только парой штрихов перед нами отмечен главный герой лирики Анны Ахматовой — великий русский поэт Николай Гумилёв. Почти не появляется перед нами сын поэтессы — Лев. Хотя мы не сомневаемся в том, что «Бог сохраняет всё».

Если бы Господь не послал «Музе плача» такие тяжкие испытания, она, возможно, не смогла бы стать особым образцом молчаливой поэтессы — молитвенницей за все страдания творческих людей своей эпохи, с которыми её свела судьба. Может быть, истинно женская, по-своему жёсткая гражданская позиция Анны Ахматовой давала силы другим.

 

Постановка Владимира Иванова "Бог сохраняет всё"
Постановка Владимира Иванова «Бог сохраняет всё»
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Эвелина Сарибекян в роли Анны Ахматовой
Премьера спектакля "Бог сохраняет всё" в Театре им. Вахтангова
Премьера спектакля «Бог сохраняет всё» в Театре им. Вахтангова
Поделиться с друзьями
Subscription