Директор театра МОСТ Ирина Большакова и режиссер Георгий Долмазян представили спектакль «Я — Булат Окуджава», первую ласточку из масштабного проекта по ознакомлению молодёжи с выдающимися людьми — спойлерами XX века. За ним последуют ещё три проекта, спектакли «Оттепель. Эпоха в лицах», «Марина Цветаева. Повесть о Сонечке» и «Серебряный век. Эпоха в лицах».
Цель создателей культурного мероприятия амбициозна — оживить память, дорогую для уходящих поколений, в глазах молодых. Но как, в какой форме она будет достигнута? Такой вопрос возникает после просмотра спектакля про Булата Окуджаву.
Творцы, которых мы помним из давно минувших дней, ставили непреходящие проблемы перед человечеством. Пророческий дар А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя выходил за рамки XIX века, и именно он делает литераторов нашими современниками; думается, духовные вопросы будут актуальны ещё не один век.
Булат Окуджава ставил острые вопросы своей эпохи, чем был особенно ценен для слушателей. Эпоха прошла — и его творчество, выражение духа эпохи, неумолимо уходит вместе с ним. Краски песенного творчества тускнеют, всё тише слышится негромкий звук голоса барда, который не доходит до молодых россиян.
Какую же грань творчества советского барда можно найти, чтобы привлечь к нему взоры наших современников? Георгий Долмазян выбрал две: биографию Булата Шалвовича — она довольно типична для московской интеллигенции, и его душевность, которая востребована в России во все времена.
Булат Окуджава родился в семье большевиков, которые подверглись зачисткам в 1930е годы. Рано оставшись сиротой, он быстро повзрослел. Фронтовое прошлое, активная общественная и политическая позиция, надежды на перемены — и в итоге принятие святого крещения на смертном одре.
Молодая труппа МОСТа декламирует стихи, читает воспоминания знаковых очевидцев, исполняет песни Окуджавы — действительно, избранное может гармонично войти в XXI век. Благодаря советскому кинематографу, который не покидает телевидения и становится предметом спецпроектов Минкульта, некоторые из них на слуху и вполне способны вытеснить современную популярную музыку во время дружеских встреч.
На заднем плане мы видим фотографии героя и кадры из фильмов, где звучат шлягеры прошлых лет. Не столь важно видеть то, что уходит, и соблюдать стилистику прошлого века. Важно, что песни Окуджавы вдохновенно поёт русская молодёжь.
«Я встречался с актёрами и выбирал финальный состав по одному критерию: а есть ли тебе, дорогой актёр, что сказать», — признаётся Георгий Долмазян. В финале восходящие звёзды МОСТа делятся своими ощущениями от творчества Булата Окуджавы и формулируют ещё один важный вывод от состоявшегося проекта: песни прошлых лет, дорогие для старшего поколения, могут быть связующим элементом бабушек и дедушек с внуками.
«Я — Булат Окуджава» — это спектакль-исторический очерк, погружение в недавнюю историю России. Душевность героя позволяет зрителю проникнуться эпохой и, возможно, лучше прочувствовать её. Чего нам действительно недостаёт сегодня — это чувства дружеского плеча, которое было у наших предков и которое формировали такие герои эпохи, как Булат Окуджава.