Самарское ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», созданное в 1992 году ЮКОСом, за тридцать лет существования пережило взлёты и падения. В 2004 году компания превратилась в лидера речного пароходства России с многомиллиардным годовым доходом, а уже в августе того же года семеро руководителей компании были заочно приговорены к серьезным срокам и в 2005 году подались в бега.
2.28 млрд рублей — отличная цена для покупки активов компании, на процедуру банкротства и реализацию которых было потрачено 16 лет. Можно было бы поздравить Романа Гюлумяна (33.3% акций), Тимофея Белашева (33.3%) и Евгения Кима (33.4%) с удачным приобретением и открывающимися возможностями на транснациональном маршруте по направлению в Иран.
Сделка произошла совсем недавно — летом 2024 года; казалось, «Волготанкеру» предстоит завоевать лидерство международного товарообмена нефтепродуктами и зерном и составить конкуренцию даже всем «теневым флотам», которыми пугают европейские политики. Однако сегодня эксперты гадают над тем, сможет ли компания устоять, а учредители — не потерять активы.
Буквально через полгода после покупки танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» сели на мель во время шторма в Керченском заливе, загрязнив мазутом более 60 километров (около четверти протяженности побережья Краснодарского края). В море попало 2.4 тонн нефтепродуктов из 9.2 перевозимых тонн, один очаг возник близ городского пляжа Керчи, второй — у озера Тобетчийское.
Президент В. Путин назвал аварию «экологической катастрофой». Один из членов экипажа погиб, в регионе введено ЧС федерального уровня.
Специалисты оценивали возможность разлива 40% перевозимого груза, однако МЧС России опубликовало данные о том, что ущерб не подтвердился в полной мере. Тем не менее, за катастрофу придётся дорого заплатить.
Учредители «Волготанкер-Актив» — люди небедные, двух из них связывают с компанией «Роснефть», Тимофея Белашева — с бывшим губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. Однако более половины средств для покупки активов «Волготанкера» было взято под залог активов в кредит в Совкомбанке (1.2 млрд рублей).
Сколько средств потребуется для покрытия суммы причиненного ущерба — пока никто не решается сказать. Дело осложняется тем, что неподходящие ветхие суда выпустили в море в шторм. Если за разлив мазута придётся отвечать по всей строгости закона, то речь пойдёт о миллионах и даже миллиардах рублей, и о надолго подпорченной репутации.
Такова судьба бывшего пароходства ЮКОСа — компании с магической судьбой, которая причиняет владельцам серьёзные неприятности, но и открывает беспрецедентные возможности.