Главный режиссер Малого театра — Алексей Дубровский, справедливо посчитал, что в 225-летие «нашего всё» А.С. Пушкина постановка на сцене Малого театра «Маленьких трагедий» — ответ театра на знамения эпохи. «Это такие глубины смыслов, образов, тем…», — говорит он о долгожданном спектакле, премьера которого состоялась 1 июня 2024 года.
По окончании показа «Маленьких трагедий» мы, участники, поняли главное: Малый театр — такой регенерирующийся организм, который способен выдавать на гора шедевры театрального творчества; несмотря ни на какие катаклизмы и события как внутри театра, так и за его пределами.
«Маленькие трагедии» были написаны писателем в самый сложный период его жизни — во время пребывания в Болдино накануне его свадьбы — союза с Натальей Гончаровой, главного события в жизни светоча русской культуры.
Три избранные «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость» были сделаны настолько изящно, изыскано, с потрясающим вкусом, что анатомирование — разбивка на роли актёров, на саму постановку, на работу художника, на работу декораторов и музыкальной части — излишне. Вся симфония не просто сложилась, но удивительно, по-новому зазвучала в наши дни.
Игра актёров безупречна. Нельзя говорить о ком-то отдельно, если все участники зрелища полностью отдают себя, и все в характере. Настолько всё высоко, красиво, качественно и высоко профессионально, что Юрий Мефодьевич пустил бы свою одинокую мужскую слезу так, как он это делал, когда приходил от чего-то в полный восторг.
Сальери на сцене Малого театра воплощает мудрость. «Здесь нет ни Сальери, ни Моцарта, — говорит исполнитель роли «отравителя» Михаил Филиппов, — Здесь есть только Пушкин, потому что Александр Сергеевич — это и Сальери, и Моцарт; для меня это слепой скрипач».
С уважением к творчеству вообще и пушкинской лире, в частности, Малый театр актуализирует «Маленькие трагедии» в юбилейный год поэта, творчество которого, по мнению А. Дубровского — «бездонный колодец Александра Сергеевича Пушкина».
О безграничности А.С. Пушкина говорит и актёр Игорь Петренко, который представил страстный и трагичный образ Дона Гуана, погибающий из-за порочной любви и погружению во грех.
«Мне кажется, что эта пьеса настолько близка к тому, что происходит в стране в связи с последними событиями, когда на первый план вышли деньги, богатство, которое некоторые не могут переварить. Они захлебываются, затыкаются…», — произносит свой вердикт исполнитель роли скупого Барона Василий Бочкарев.
Мы — старинные друзья театра, будем и дальше следить за все возрастающим качеством Малого театра, уже без Соломина. Мы сами становимся статуями Командора, Каменным гостем — молчаливыми свидетелями эпохи, которая, как оказалось, и в «жизни после жизни» может быть красочной, если судьба дарит нам такие подарки.
Всё же я позволю себе одно яркое замечание: я не могу обойти молчанием нечто, что на меня как на большого любителя театра произвело особое впечатление: работа хореографа Антона Лещинского. Я хочу подчеркнуть не просто уместность и красоту танца в каждом из фрагментов, но особым образом хочется отметить удивительный такт и чувство меры, выраженные в пластике. Я считаю, это большая удача авторов спектакля.
«Маленькие трагедии» — шедевр, который станет жемчужиной в короне империи под названием Малый театр. На мой взгляд, новый сезон, который начнётся в сентябре, и должен открыться этим спектаклем. Не только потому, что это год А.С. Пушкина — 225 лет с его рождения, но и потому, что этот спектакль задаст тон всему сезону и всем театрам, не только Малому. Это настоящее событие театральной жизни России.