12 сентября 2016 года московский театр Содружество Актёров Таганки открыл театральный сезон 2016 / 2017 гг. Это уже 24 сезон театра. Сбор труппы театра традиционно сочетался с отмечанием Дня рождения его художественного руководителя – Народного Артиста РСФСР Николая Николаевича Губенко, которому 17 августа 2016 года исполнилось 75 лет.
На день рождения любимого шефа приношение актёров составило целую театрализованную музыкальную поэму. В художественной форме коллеги вспомнили основные вехи жизни и творчества худрука, его личные достоинства, роли в кинофильмах, текущие театральные постановки.
В новом сезоне зрители Содружества Актёров Таганки смогут увидеть полюбившиеся им спектакли. 16 сентября 2016 года будет показана проверенная временем «Исповедь хулигана» С. Есенина в постановке В. Иванова-Таганского, а 22 сентября 2016 года – большая недавняя премьера «Бега» М. Булгакова в постановке М. Федосовой (см. «Бег» М.А. Булгакова в «Содружестве Актёров Таганки» и интервью М. Федосовой).
Зрителей ждут также премьеры и режиссерский дебют. Театр Содружество Актёров Таганки славен и тем, что «выращивает» талантливых режиссеров для поддержания традиций русского театра.
Премьера Содружества для детей и родителей
22 и 23 октября 2016 года режиссер Е. Королёва представит премьеру музыкального спектакля для детей и их родителей по мотивам одноименной сказки Валентина Катаева «Цветик-Семицветик». Финал спектакля определят сами зрители.
Поставить спектакль Екатерину Королёву побудили личные причины. Она – мать троих дочерей и спектакль отражает заботу режиссера об их воспитании, ставит нравственную проблематику для детей и родителей. Вот что она сама говорит о спектакле: «Героиня Женя – это девочка. Как объяснить девочке, что такое добро? Это очень сложно объяснить ребенку, что такое эгоизм, что такое альтруизм. На мой взгляд, это – самая главная тема нашего времени, потому что сейчас дети растут в достатке, у них все есть. Но, мне кажется, что их сердце не такое мягкое и чувствительное как раньше, как было в моем детстве. Когда я смотрю на своих детей, на их друзей и их окружение в целом, я вижу, что они становятся порой безжалостными и бескомпромиссными. Эта сказка маленькая, в ней небольшой сюжет и нет отрицательных персонажей, которые обязаны быть в драматургии, но у нас появляется такая злодейка Фаина, которая дает цветик-семицветик, чтобы испытать эту девочку, для того чтобы она потратила все лепестки только на себя и для себя, ради своих удовольствий. Мы наблюдаем за внутренней борьбой, в которую вклинивается любовь. Пусть эта любовь детская, но она дает возможность Жене посмотреть на эти желания, на свои потребности совершенно по-другому, с другого ракурса».
Предварительный показ спектакля выявил, что волнения мамы-режиссера оказались своевременными и современными, нашли отклик у других мам и пап. «Многие мамы подходили, говорили: «я узнаю свою дочь, вот она так же говорит о своих желаниях, и топает ногами». Все узнаваемо и интересно для взрослых, потому что они не знают что делать, когда ребенок становится монстром. Заграничные куклы, гаджеты, телевизор, — они начинают управлять ребёнком, и его душа практически не развивается, я против всего этого. Я думаю, что эта история поможет найти выход и для родителей и для ребенка», — делится режиссер.
Премьера Содружества для взрослых, которые ищут отдыха со смыслом
В ноябре 2016 состоится режиссерский дебют актёра Н. Коробова, который обращается к пьесе Мартина Макдонаха «Однорукий из Спокана».
Николай Коробов говорит о том, что его побудило заняться пьесой то, что она «самая театральная из всех пьес драматурга, и она актерская, что очень важно; мало кто уже играет на сцене так, как актеры существуют в этом спектакле – очень подробно, озорно».
Для режиссера эта постановка – личная дилемма: «Это мой дебют, я сейчас заканчиваю режиссерский факультет ГИТИСа и для себя определяюсь – мое это или не мое», — говорит Николай. Побуждения к режиссерскому поприщу возникли от понимания необходимости сохранения настоящего театрального искусства: «Мне очень близок психологический театр, тот театр, за которым стояли Товстоногов, Эфрос. Интересно покопаться, почему человек так поступает, почему так думает, что его заставило совершать те или иные поступки. Самый важный вопрос, который при этом решается – что в нас живёт такое, что заставляет не слышать других, не откликаться на других, а поступать, как хочется именно нам. Ведь все основные беды нашего мира происходят оттого, что мы не соединены друг с другом, не чувствуем друг друга и не слышим друг друга.
Мне было бы очень приятно, если бы зрители задавались вопросом: почему мы так живем, и совершаем такие ужасные поступки, за которые нам потом приходится расплачиваться, как произошло в этой истории. Это абсурдная комедия, где есть все аспекты: от грусти до смеха, от гомерического смеха до трагедии.
Ко мне как-то в Москву приехала мама, и я водил ее по театрам и заметил странную тенденцию. Никто, выходя из театра, не обсуждал то, что он увидел. И меня это натолкнуло на мысль — значит, не «цепляет» зрителя. Мне было бы интересно и важно увидеть, что еще хотя бы 3 минуты после спектакля зритель посвятит ему».
Худрук Содружества готовит сюрпризы
В дополнение к руководящей работе, Николай Николаевич Губенко работает над спектаклем по произведениям советской классики, который будет завершен к 100-летию Октябрьской революции. Детали будущего спектакля пока не раскрываются.
Зная о том, что сегодня наблюдается повышенный интерес к классической музыке, и любовь Николая Николаевича к музыке, мы поинтересовались у него о том, видит ли он такие тенденции в театре? «Да, — сказал он, — и, если Вы видели наши спектакли, они изобилуют классической музыкой, мои фильмы тоже». И Н.Н. Губенко поделился с нами тем, что у него есть оригинальный проект:
«У нас в фойе не случайно стоит рояль. У меня есть мечта: каждый спектакль начинать тематически той музыкой, которая соответствует содержанию спектакля. Мы сотрудничаем с музыкальным училищем Ипполитова, где молодые дарования – скрипачи, пианисты, «медники», как я их называю, будут исполнять те или иные произведения. Разумеется, большинство из них будет представлено классикой. Идея давно созревшая, но ее надо организовать, потому что когда публика приходит в театр перед спектаклем, ей надо сходить в буфет и прочее, надо, чтобы детишки адаптировались к такой хаотической атмосфере».
Настроение художественного руководителя Содружества Актёров Таганки, начинающего свой 24-й сезон, он определил так: «Это настроение надежды, что мы будем соответствовать своему уровню мастерства и квалификации. Надежда, что публика не покинет нас, потому что образовалась наша публика, проторена наша дорога к театру и залы заполнены. И мы очень рады этому. Надеюсь, мы оправдаем зрительское доверие».
Остаётся только пожелать удачи дружной команде Содружества.