Цены на нефть вернутся к $50-60 к концу года, считает Сечин

Цены на нефть вернутся к $50-60 к концу года, считает Сечин

Четвёртую неделю подряд цены на нефть падают. Западные аналитики предсказывают, что стоимость опустится ниже $20 за баррель и продержится на этом уровне до конца года. Глава Роснефти Игорь Сечин считает иначе – уже к концу года ценник достигнет уровня $50-60, о чём он сообщил в интервью Россия-24 в пятницу.

За последние несколько лет компании, добывающие сланцевую нефть в США, нарастили объёмы своей нефтедобычи почти до 13 млн. баррелей в сутки, что сделало Америку крупнейшим мировым поставщиком. Пока ОПЕК и Россия ограничивали объёмы своего производства Соединенные Штаты заняли долю Саудовской Аравии, России и других стран.

Как говорит Сечин, Америка стала нетто-экспортёром нефти, то есть покрыла все свои внутренние потребности и вышла на новые внешние рынки – это и Европа, и Восточная Азия, Китай, Индия, и ряд других направлений. Экспорт в Европу вырос в 6 раз, в Индию – в 10 раз.

Если совладелец Лукойла Леонид Федун описывает цены ниже $25 как «катастрофические», а выход из сделки ОПЕК+ ошибкой, то Сечин никаких больших проблем для российской нефтяной отрасли не видит.

«У нас одна из лучших в мире ресурсных баз, в целом у всех компаний, – говорит он. – В условиях отказа от новых проектов по геологоразведке Роснефть может работать порядка 22 лет, не снижая объёмов добычи. Мы естественно будем восполнять ресурсную базу, но тем не менее это огромный потенциал, который не зависит от состояния рынка.

Операционные затраты сопоставимы с затратами Saudi Aramco. У нас $3.1 на баррель добываемой нефти, у них – порядка $2.5-2.8. Поэтому здесь мы тоже можем спокойно работать. При этом мы не демпингуем, в отличие от них, поэтому наша эффективность может быть даже выше».

Глава Роснефти считает, что сделка ОПЕК+ уже себя изжила. Сейчас на глобальном рынке более весомы другие факторы.

Во-первых, наращивают добычу Бразилия, Норвегия, Мексика, США, и большой ряд независимых производителей, которые никогда не собирались и не собираются сокращать добычу. Поэтому, когда остальные производители наращивают объемы, смысла в дальнейших сокращениях нет.

Второй фактор, на который обращает внимание Сечин, — это санкции, которые прежде всего влияют на Иран и Венесуэлу. Ряд ограничений наложено и на Россию. Они убирают часть нефти с рынка. Венесуэла, например, сократила добычу почти на 3 млн. баррелей.

Коронавирус также серьезная проблема, которая ведет к снижению потребления. Влияют на цены и перепроизводство, и стагнация экономики, и политические факторы.

«Является ли это драматичным – нет. Я предполагаю, – говорит Сечин, – что к концу года цена может восстановиться где-то от 50 до 60 долларов. Потому что сланцевая добыча начинает выбывать. Ряд компаний, связанных со сланцевой добычей уже прекращают свою работу, и это приведет к балансировке рынка. Была уже информация, что ФРС готовит дополнительную эмиссию, и $1.5 трлн. будет вливаний в экономику. Приведет это к сокращению добычи или нет? Это вопрос. Будут ли инвесторы в дальнейшем доверять росту сланцевой добычи? Думаю, нет. Возможно, они будут искать другие более эффективные инвестиционные проекты».

Тем временем, одни эксперты прогнозируют, что спрос на нефть может упасть на 10%, другие говорят о 20% сокращении мирового потребления.

«Мировой спрос может легко упасть на 10 млн. баррелей в день или даже больше», –говорит Джованни Серио, глава отдела исследований Vitol. Другие аналитики, в том числе IHS Markit и Standard Chartered bank, сделали аналогичные прогнозы.

Аналитики FGE, которые одни из первых осознали серьезность проблемы, предупредили клиентов в своей записке, что в 2020 году при худшем развитии ситуации средний спрос может упасть на 12-20 млн. баррелей в день.

В пятницу американские власти объявили, что отправят спецпредставителя Министерства энергетики США в Саудовскую Аравию для работы над стабилизацией энергетических рынков. Впервые за 50 лет о сокращении добычи заговорил и нефтеносный штат Техас.

Как сказал Райан Ситтон, руководитель комиссии, регулирующей нефтегазовую отрасль штата, есть надежда, что Трамп сможет договориться с Саудовской Аравией и Россией и убедит их пойти на согласованное сокращение добычи вместе с Техасом.

Поделиться с друзьями
Subscription