Исследование экспертов Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) свидетельствует, что пионеры в запуске цифровых валют среди центральных банков могут получить преимущества перед остальными странами.
По мнению исследователей, страна не имеющая цифровой валюты (CBDC – Central bank digital currency) может потерять часть контроля над своей денежно-кредитной политикой, так как будет вынуждена более жестко реагировать на побочные эффекты от шоков, происходящих в странах, где такой инструмент есть.
Кроме того, такие эффекты будут в значительной степени усилены в странах с открытой экономикой, поскольку схожесть криптовалюты с наличными и финансовыми активами будут привлекательны для инвесторов.
В анализе использовалась двухстрановая модель Эйхенбаума, в которой национальная цифровая валюта имеет такие характеристики, как легкость масштабирования, не несет затрат на хранение (как у наличных), является средством платежа и одновременно финансовым активом, при этом ликвидна как деньги. Кроме того, национальная криптовалюта – супернадежный актив – не подвержен рискам задержек (как у облигаций), рискам банковских операций или ограниченного страхования вкладов (как у депозитов коммерческих банков), ни инфляционным рискам в момент выплаты.
Аналитики исследовали разнообразные вопросы того, как экономика стран будет реагировать в зависимости от шоков, конкретной реализации криптовалюты, какая монетарная политика будет оптимальна для благосостояния домашних хозяйств.
Исследование показало, что наличие национальной цифровой валюты имеет не только внутренние макроэкономические и финансовые последствия для экономики-эмитента, но и для остального мира.
Криптовалюта значительно усиливает известные макроэкономические шоки. Однако этот эффект можно ослабить, заложив необходимые механизмы внутри неё.
Например, если ввести жесткие ограничения на операции с ней со стороны иностранцев или если предусмотреть гибкую процентную ставку, действующую по правилу Тейлора.
Эмиссия национальной криптовалюты одновременно ограничивает автономию денежно-кредитной политики в странах, где такого инструмента нет, вынуждая его действовать в два раза более активно на изменения инфляции и объема производства.
«Эта особенность говорит, что более раннее введение цифровой валюты может дать значительное преимущество первопроходца её эмитенту», – пишут авторы.
Самого большого прогресса в тестировании национальной криптовалюты добился пока только ЦБ Китая. ЕС говорит, что возможно введет цифровой евро в ближайшие пару лет.