Георгий Долмазян на Симоновской сцене Театра им. Е. Вахтангова представил свою версию романа «Годы тянутся так долго», который в 1934 году перевернул сознание американцев и изменил жизнь пожилых людей в США. Несмотря на упрёки критиков в жестокости, писательница Жозефина Лоуренс сумела убедить соотечественников в том, что незащищённость старшего поколения и индивидуализм молодёжи в эпоху Великой Депрессии превращаются в абсолютное зло. Теперь эту мысль доносит до зрителей в России Георгий Долмазян.
Вывернув душу зрителя в первом акте до дна, сознательно режиссёр показывает свет в конце тоннеля, Тот самый Божественный свет любви, который озаряет раскаянием ожесточенные сердца.
Душеспасительная трактовка потребовала внимательного прочтения оригинала, исправления прежних ошибок и неточностей в переводе, и пристального внимания к деталям, заложенных Жозефиной Лоуренс в бьющем навзничь сюжете о жизни «доброго дома», простой и дружной семьи. Семьи, дружной ровно до тех пор, пока с родителями не случается несчастье — они теряют доход и свой дом.
На протяжении всего действия звучит знаменитая «Серенада» Шуберта. Пожалуй, нельзя было точнее подобрать мотив любви, чем тот, который великий романтик оставил нам в наследство. Источник этой любви на сцене — великолепный дуэт актёров-супругов Ольги Гаврилюк и Михаила Васькова, от которых веет счастьем и гармонией, постоянством и позитивным взглядом на жизнь.
Нежная, женственная, трогательная мать и добродушный, заботливый и любящий отец стоически переносят трагедию вынужденной разлуки. О, сколько раз у зрителя навернутся слезы на глаза и сколько раз он захочет выйти на сцену и помочь им с жильём!
Увы, подобная ситуация вполне возможна сегодня в России, где к 2030 году в домах престарелых может оказаться около миллиона человек. Традиционно половина богаделен — государственные, куда принимают одиноких стариков, нуждающихся в уходе. Другая половина — частные, куда вынуждены идти те, кому дети не оказывают внимание и помощь на дому (государство не принимает жить на льготных условиях тех, кто имеет трудоспособных родственников).
Дети пожилой возлюбленной четы — это перспективная и многообещающая молодёжь. Они ещё не готовы к ответственности, хотят наслаждаться молодостью и жить для себя. Состарившиеся родные, которые их сделали успешными, становятся ненужным балластом для любимых детей. И в душе каждого идёт жестокая борьба между любовью к родителям и необходимости проявить её в неудобных условиях.
На сцене мы видим красивую, элегантную обстановку, прекрасные костюмы и реквизиты, возвращающие нас в 1930е в США. Здесь нет привычных нашему глазу признаков нищеты и безнадёги, идёт интеллигентный диалог культурных среднего достатка людей. Но от этого зрительскому сердцу не легче — на пути к «долгим годам» понимания семейных ценностей актёрская команда будет совершать немыслимые по жестокости поступки по отношению к своим ближайшим родным.
А наша доля — сопереживать героям, радоваться серенаде семейной любви, которая звучит со сцены Театра Вахтангова, и делать собственные выводы о том, может ли человек быть свободным и счастливым за счёт родительской всепрощающей любви…