Режиссер Сергей Виноградов — человек молодой, ему было всего лишь 5 лет, когда СССР начал превращение в современную Россию. Тем ценнее, что его новая постановка «Други игрищ и забав» по В. Шукшину в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя получилась взвешенным, я бы сказала, объективным размышлением о жизни в СССР. При этом эмоциональным настолько, что будто бы он сам жил в описываемую эпоху.
«Это были те же люди, но они жили по-другому в другой стране», — говорится в пьесе.
На материале рассказов Василия Шукшина молодой зритель погружается в то, что знает только от родителей и бабушек, не имея возможности всё видеть своими глазами, и вскоре как на машине времени переносится в ушедший мир своих предков.
Думаю, что спектакль позволяет составить впечатление о прежней стране, которую некоторые из ностальгических соображений хотели бы вернуть (в лучшем случае, из-за тоски по ближним). Но также он апеллирует к неизменным русским семейным ценностям, которые, хочется думать, никуда не ушли.
Ткань спектакля соткана из семи рассказов Василия Шукшина: «Стёпка», «Срезал», «Други игрищ и забав», «Случай в ресторане», «Чередниченко и цирк», «Привет Сивому!» и «Приезжий». Все эти разные истории предстают перед нами как иллюстрации жизни одной большой русской семьи, в доме которой как будто кто-то невидимой рукой перелистывает красочный фотоальбом. Немудрено — ведь проблемы у этих людей, съеденных бытом, были типичными, как всё в СССР.
В спектакле заняты блестящие актёры старшего поколения — Александр Зотов, Владимир Зайцев, Василий Неверов и Дмитрий Высоцкий. Я отношу сюда тех, кто по возрасту прекрасно помнит жизнь в СССР и очевидно использует личные впечатления в сценических перевоплощениях. Они создают особое настроение спектакля, его эмоциональный фон.
В некотором смысле, актёрам довелось играть детские и юношеские воспоминания о своих родных и воссоздавать ту атмосферу общения между людьми, которая уже неведома в нашем изменившимся мире, особенно в российской столице. Атмосферу, которую так любил писатель Василий Шукшин, и которую он с такой любовью воспроизводил в своих рассказах.
Забавные и душещипательные сцены через призму простого и глубокого русского характера раскрывают сущность жизни в огромной несуразной стране. Хотя жанр определён как ретрокомедия и здесь имеется множество смешных эпизодов, есть где и всплакнуть от эмоционального накала.
В спектакле «Други игрищ и забав» нет философской проблематики, нет больших страстей, вероломного предательства и мук всепоглощающей любви. Шукшин даже не выводит «верхи», не тратит чернила на них.
В центре внимания — будни русской провинциальной жизни, с её скудным бытом и волей в беспросветной нищете оставаться высокодуховными людьми. Русские крестьяне всегда знали, чего стоит миф о «пролетарском рае», и жили в реальном мире своих радостей и бед.
Советская действительность дана в спектакле забавным и даже элегантным фоном. Наверное, молодёжь с трудом поймёт, что наличие денег при СССР не гарантировало продуктового изобилия, еду надо было доставать хитрым путём; в магазинах не было одежды, а к ресторанам и гостиницам требовался отдельный подход. Было и многое другое, о чём Василий Шукшин не мог писать в условиях цензуры. И всё это сегодня приходится разъяснять, поскольку быт изменился — теперь вопрос, где взять деньги, а не услугу или товар.
Но молодой актёрский состав сумел настолько вжиться в образы советских граждан, что это лишнее доказательство тех слов, что люди — одни и те же, просто условия жизни разные.
Особенно ценным мне показалось то, что Сергей Виноградов и его команда вложили в свою работу огромное уважение к русским типам, жителям и жительницам сёл. То, с каким достоинством себя держит каждый из персонажей Шукшина на сцене — это больше, чем советский реализм. Это понимание души и мыслей русского народа, который и сегодня, несмотря на новые тяготы, находит в себе силы оставаться высокодуховным во всех своих проявлениях.