В Театре Наций прошла премьера спектакля «Друзья» по абсурдистской пьесе Кобо Абэ, поставленного современным японским режиссёром Мотои Миура. Учитывая, что на этой неделе в Москве была представлена ещё одна пьеса абсурда в Театре на Юго-Западе, возможно, на московской сцене возник тренд на абсурд.
Жанр театр-абсурда появился в послевоенной Европе как реакция на потерю смысла и цели существования человека, разрыв связей между людьми.
Мотои Миура предположил, что спектакль придётся по душе российскому зрителю. Он ставит своего рода эксперимент, чтобы увидеть, какой будет реакция на него.
Абсурд действительно сегодня востребован в России, это форма фрустрации «либеральной» интеллигенции, которая сейчас вынуждена держать себя в руках и не переходить «красные линии».
История, которую написал Кобо Абе, представлялась ему полным абсурдом в далёком 1967 году. Восемь «друзей», прикрываясь добрыми намерениями окружить молодого человека любовью и заботой, скрасить его одиночество, оккупируют его жильё, распоряжаются его деньгами, вмешиваются в личные отношения, а затем полностью лишают его свободы.
Декорации спектакля выглядят так, словно это круглый зверинец, в центре которого наш главный герой, а вокруг, на трибунах публика, наблюдающая за травлей жертвы.
Драматургия, сценография и игра актёров новой постановки выполнены на высоком уровне. Персонажи одеты в европейские платья XVII века, а обувь на красной подошве говорит нам о том, что все они представители высшего сословия. Чтобы не терять связь с сегодняшним днём в квартире есть телефон, и полицейский экипирован вполне современно.
Главного героя играют два состава — Сергей Епишев и Олег Савцов. Олега я вижу на сцене впервые, поэтому смотрел его с большим интересом. Епишев же обладатель очень яркой харизмы, которая, с одной стороны, делает его популярным, а, с другой стороны, не даёт мне абстрагироваться от его Дяди Вани, которого он играл в Чеховском МХТ, где я впервые увидел актёра на сцене.
Мысленно вспоминая образы, которые создали актёры и режиссёр, любуешься, как хорошо они вылепили своих героев — Тина Стойилкович (Средняя сестра), Мария Лапшина (Младшая дочь), Александра Ревенко (Старшая сестра). Александра, кстати, которую я до этого видел только в сериалах, оказалась интересной театральной актрисой с широким амплуа.
У актёров получились яркие, запоминающиеся роли, и всех трёх хочется посмотреть ещё где-нибудь, чтобы полюбоваться игрой этих бриллиантов. Но только желательно, не в таком грустном контексте.
То что, для японца абсурд, для современных россиян нередко жестокий быт. Газеты пестрят историями о том, как мошенники лишают людей квартир. Поэтому спектакль вовсе не превращается в чёрную комедию, как задумывал режиссёр, а смотрится с тяжёлым сердцем, потому что торжество справедливости не случится.
Я даже предположу, что главным спонсором постановки стал столичный департамент государственного имущества (ДГИ). Мы в Москве видим, что сотни квартир уходят из рук москвичей и заселяются невесть кем, и предполагаем, что это происходит при попустительстве отдельных сотрудников московского правительства, ибо юридически ситуации формализуются с удивительной для столичной бюрократии скоростью и лёгкостью.
Опуская российский контекст, который сильно перебивает исходный посыл драматурга, главные темы этой пьесы — тема одиночества современного человека и взаимоотношений в семье. Весьма забавно наблюдать за перипетиями семейных отношений в этой корпорации зла, своего рода «семьи в аренду», в которых российский зритель найдёт много родного и грустно-смешного.