Прошло едва полгода с назначения нового художественного руководителя МХАТ им. М. Горького Эдуарда Боякова, как общественное пространство огласилось гневными видеообращениями нескольких актеров о том, что театр чуть ли не умирает. Но так ли это?
Должен сказать, что я, как посещающий все премьеры этого прославленного театра, ничего подобного не вижу. Наоборот, театр ожил и стал заметен в культурной жизни столицы. Но, может быть, «униженные и оскорбленные» актеры действительно знают больше, живя в этом храме искусства? Я полагаю, что сначала следует посмотреть фактам в лицо…
Вот первые официальные результаты работы театра за последние полгода:
- Количество зрителей выросло на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- Билетная выручка увеличилась на 32 млн. рублей, т.е. рост составил более чем 1/3;
- Спонсорская помощь достигла 8 млн. рублей (сравните с 600 тысячами за 2018 год);
- Доходы от аренды сцены в свободные от репертуарных спектаклей дни выросли в более чем 6 раз и достигли 6 млн. рублей.
Результаты впечатляющие. С финансами прогресс, как говорится, на лицо. Зрители голосуют рублем, и тому есть причина — несомненные успехи в творческой сфере.
Мы были свидетелями тому, как под руководством Боякова театр выдал четыре громкие премьеры:
- Прекрасная постановка Сергея Пускепалиса «Последний срок» по пьесе Валентина Распутина. 7 премьерных показов.
- Острая работа Руслана Маликова – «Последний герой», призывающая элиты к решению социальных проблем нашего общества. 5 премьерный показов.
- «Леди Гамильтон» Теренса Реттигена в постановке Александра Дмитриева – пронзительная история о любви двух неординарных личностей и долге перед отечеством. Это июньская новинка с самыми благожелательными откликами публики и критики пережила 2 премьерных показа.
- «Сцены из супружеской жизни» — необычный режиссерский эксперимент Андрея Кончаловского по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана с великолепной игрой Александра Домогарова – 9 премьерных показов.
Все это было сделано за неполный театральный сезон, когда при прежнем руководстве было 1-2 новые постановки. Следующий сезон обещает быть еще насыщеннее и интереснее:
- «Слово о полку Игореве» (постановка И. Ларина);
- «Парикмахерша» (по пьесе С. Медведева);
- «Грибной царь» (по роману Ю. Полякова, восстановление);
- «Снежная королева» (по сказке Г.Х. Андерсена);
- «Женщины Есенина» (по книге Захара Прилепина);
- «Государев венец» (по дневникам семьи Николая II и книге стихов протоиерея Артемия Владимирова);
- «Бессмертные строки» (по военной поэзии и поэме А. Твардовского «Василий Теркин»);
- «Лавр» (по роману Е. Водолазкина).
Опубликованное сегодня заявление худрука театра опровергает и другие обвинения, выдвинутые против него. В частности, утверждения об отстранении президента театра Т.В. Дорониной от участия в художественных процессах театра, а также об отсутствии в Уставе театра статьи, регулирующей деятельность худсовета.
Все необходимые положения о Художественном совете, говорится в заявлении, были внесены в Устав еще 17 декабря 2018 года. Татьяна Васильевна Доронина не только ознакомилась с ними, но и подписала связанные с этим документы.
Да, приход нового руководителя всегда сопровождается изменениями, и мы ждём, и надеемся на них. И желаем успехов Эдуарду Владиславовичу и всему прославленному коллективу дальнейших успехов в их нелегком служении.