Россия, бюджет и социальные обязательства которой во многом зависят от цен на нефть, сегодня предлагает всему миру договариваться на фоне глобального кризиса, вызванного новым коронавирусом. В том числе, ведутся переговоры с США о возможной координации усилий по стабилизации нефтяного рынка. Может ли сложиться так, что ОПЕК расширится за счёт участия США? Какие варианты сотрудничества в нефтяной сфере сегодня реальны между Россией и её «заокеанским партнёром»?
С такими вопросами культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к генеральному директору международной аналитической компании Macro-Advisory Ltd / LLC Крису Уиферу. Читайте его обзор ситуации и Вы узнаете, когда и при каких условиях возможно желанное достижение цен на нефть уровня конца 2019 года.
«Формально, США никогда не смогут войти в ОПЕК, поскольку страна воспринимает ОПЕК как незаконный картельный сговор. Конгресс США частенько угрожал подать на ОПЕК в международные судебные органы, в некоторых случаях обвиняя ОПЕК в «установлении фиксированных цен» посредством контроля производства, — сказал господин Уифер.
Лучшее, на что можно надеяться в плане сотрудничества ОПЕК с США в нефтяной сфере – это на некую форму кооперации между США и ОПЕК, вероятно неформальную, по конкретному вопросу, связанному с новым коронавирусом. Но важно понимать, что правительство США не может дать указания или тем более приказать своим нефтекомпаниям снизить производство углеводородов. Это бы было незаконно в соответствии с американским законодательством.
США может попытаться достичь добровольного соглашения с крупнейшими производителями нефти страны или войти в рынок в качестве покупателя нефти для своего стратегического резерва. Но каждая из таких сделок будет носить временный характер, это может работать только в течение нескольких месяцев. Крупнейшие производители нефти, даже если они выразят желание вступить в такое добровольное соглашение, не подпишутся на него в долгосрочной перспективе. Ключевые нефтекомпании США рискуют при этом получить негативную реакцию своих акционеров.
Я думаю, что единственным реалистичным путём для того чтобы цены на нефть повысились, было бы сначала достижение соглашения между ОПЕК и Россией о контроле производства нефти. К этому соглашению затем на добровольной основе могли бы присоединиться такие страны, как Бразилия, Мексика, Канада и Норвегия. Это стало бы возможным, если бы американское правительство согласилось или на покупку нескольких миллионов баррелей нефти в день для стратегического резерва, или на организацию добровольного соглашения о производстве нефти со своими крупнейшими производителями.
Главным недовольством российских нефтекомпаний (и производителей многих стран ОПЕК) было то, что предыдущие контролирующие нефтедобычу меры преимущественно помогали индустрии США расти и увеличивать долю мирового рынка. Поэтому на этот раз какая-либо значимая сделка невозможна без участия правительства США или нефтяной отрасти этой страны, которая бы пошла на кооперацию в какой-либо форме. Россия уже исчерпала возможности по поддержке американских производителей нефти, сыта ими по горло.
Но для американского правительства несоизмеримо труднее, чем в других странах, убедить свои нефтяные компании снизить производство углеводородов. Дело в том, что в отличие от России, Норвегии, Бразилии и любой страны-члена ОПЕК, правительство США не владеет акциями ни одного крупного производителя нефти, а американское законодательство создаёт серьёзные барьеры на пути попыток правительства по контролю нефтедобычи. На мой взгляд, единственный возможный путь, по которому США может придти к соглашению с ОПЕК+ — это покупка американской нефти и помещение её в стратегический резерв.
Но важно иметь в виду, что такая сделка может помочь выйти на путь достижения цены нефти марки Brent в лучшем случае $40 за баррель… Цена нефти не достигнет уровня конца 2019 года до того момента, пока мировая экономика не вернётся к полномасштабной активности и росту. В текущей ситуации, возвращения цены нефти к желаемому уровню можно ожидать с большей вероятностью не в 2020 году, а где-то в 2021 году».