Если роман «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза появился несколькими годами позже, чем статья Хосе Мануэля Родригеся Дельгадо о долговременном вживлении электродов людям, то пьеса Марины Сулчани «Цветы для Элджернона. 30 лет спустя» возникла в эпоху, когда по всему миру проходят клинические испытания по вживлению имплантов в головной мозг человека. Художественный руководитель театра Модерн, режиссер Юрий Грымов в одноименном спектакле по этой пьесе размышляет о том, каково сегодня было бы жить человеку, согласившемуся на жизнь подопытной мыши ради самосовершенствования и прогресса. Настолько личность сохранила бы способность любить и надежду на счастье? Почему общество в целом остается человечным в эру цифровизации и инноваций?
Ученые, такие как доктор Штраус (его реализует Алексей Багдасаров / Александр Борисов) и доктор Барт (Константин Конушкин), полностью захвачены экспериментом по созданию сверхчеловека, улучшению его умственных способностей. Ученые вообразили себя едва ли не богами, которым по плечу вершить судьбы людей. В их исполнении научная беседа могла бы оказаться достойной всякого уважения, если бы на сцене не разворачивалась трагедия добровольца Чарли, жизнь которого растоптал их эксперимент.
А всё началось с мыши Элджернона… Затем стартовали клинические испытания, и вдруг выяснилось, что всё не так просто – во имя науки погибают души людей, а возможности ограничены.
Муки участников эксперимента не приносят удовлетворения ученым – даже над грызуном они не смогли установить долговременный контроль. В произведении ставится один из главных этических вопросов: до какой степени допустимы эксперименты, передающие контроль за живым существом во внешний орган, каковы последствия тотального контроля над личностью, который был бы невозможен без технологического развития.

Герои ценой собственной жизни узнают реальную цену за достигаемые улучшения. Инновации оказались на руку тем, кто смог укрепить свою власть над миром и закабалить людей. Но и они остаются людьми со своими чувствами и трагедиями. Почему Алиса (Людмила Погорелова) не почивает на лаврах своих успехов, но тоскует о подопытном Билли?
Когда Фэй (Надежда Меньшова) носила цветы на могилу мыши Элджернона, не имела ли она ввиду своего любимого? Или, почитая его память, не сокрушалась ли она о мыши? Ведь в процессе эксперимента женщина потеряла Чарли и теперь может потерять его вторично, едва нашла. Для её любви – любви простой учительницы – эксперимент закончился трагически, с точки зрения действующих законов она стала преступницей и отшельницей.
Спектакль показывает нам людей с высокоразвитым интеллектом, упустивших из виду Божественную сущность человека, и тех, кто не обладает высоким IQ, но зато имеет душу, открытую для любви. Если людей связывают чувства – они счастливы, даже будучи изгоями, а вершители судеб несчастны без любви.

Главный герой спектакля – Чарли (Александр Сериков), понимает, что испытания во имя самосовершенствования и науки уводят его от главного, а по-настоящему он счастлив с женщиной, любящей его какой он есть. Это история человека, любви, о поисках счастья и принятии мира во всей его кажущейся несправедливости, потому что он прекрасен и в нем есть всё для счастья.
Огромные мыши, жизнеутверждающая музыка, красочные декорации и инновационные элементы в постановке – всё это служит цели показать философское размышление о непоколебимости вечных ценностей во время любых инноваций.










