Автомобильный рынок Европы продолжает испытывать серьезное падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на фоне жёсткого дефицита микросхем. Единственным лучом надежды здесь сияют поставки машин на альтернативном топливе.
После полугодия успешного восстановления автомобильных продаж в Европе (включая Англию, Норвегию, Исландию и Швейцарию) в третьем квартале они внезапно упали на -22.8% год к году, сообщает Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA). Главной причиной тому, пишут эксперты, стал дефицит чипов.
Впрочем, накопленный за тучные месяцы «жирок» позволил остаться отрасли в плюсе – по итогам девяти месяцев здесь было продано 9’163’210 автомобилей, что на +6.9% больше, чем в первом-третьем квартале 2020 года. Вместе с тем, в сравнении с доковидным периодом 2019 года дефицит продаж остается громадным – -24.4%.
Главными жертвами или драйверами падения стали поставки машин на традиционном топливе. В третьем квартале продажи бензиновых машин упали на -37%, а дизельных на -53%. И это относительно неблагополучного 2020 года!
За январь-сентябрь итоговые цифры менее пугающие, но не менее значительные -13% и -26%, соответственно.
Тем временем, несмотря на обстоятельства, продажи машин на альтернативном топливе росли.
В третьем квартале поставки на подключаемые к розетке авто (батарейные электромобили BEV и подключаемые гибриды PHEV) показали рост в +48%, а остальные (гибриды, газовые, этаноловые и т.п.) подросли на +24%.
По итогам января-сентября поставки BEV увеличились до 801’260 шт. (+91%), PHEV – до 776’945 шт. (+121%), а другие альтернативы – до 2’078’337 шт. (+85%).
Естественным результатом стал и рост доли продаж экологической техники, которая за год увеличилась с 22% (против 78% у машин на бензине и дизеле) до 40% (против 60%). Это суммарно за январь-сентябрь. Если же говорить о последнем квартале, то соотношение долей эко / ископаемое топливо достигло 45 к 55.
Иными словами, паритет новой и старой энергетики в автомобильной промышленности как никогда близок.
Самыми крупными рынками сбыта электромобилей в 1-3 кварталах 2021 года стали:
- Германия – 237’057 шт. (+140%)
- Великобритания – 125’141 шт. (+88%)
- Франция – 106’945 шт. (+52%)
- Норвегия – 80’558 шт. (+67%)
- Италия – 47’072 шт. (+169%)
Лидерами по доле электромобилей в общем объёме продаж стали:
- Норвегия – 63% всех проданных машин являются BEV
- Исландия – 24%
- Швеция – 16%
- Нидерланды, Швейцария, Австрия – 13%
- Германия – 12%
Помимо Германии на других крупнейших рынках доля электромобилей составляет 10% в Англии, 8% во Франции, 4% в Италии и 2% в Испании.
В России, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, за первые девять месяцев было продано 797 электромобилей (менее 1% объёма продаж).