Русский покупатель машин, тяготеющий к высокотехнологичным решениям, имеет сегодня очень небольшой выбор электромобилей, поставляемых официально. Тем не менее, такие машины у нас уже продаются.
Раньше в авангарде электротранспорта на российской земле был Mitsubishi с электрическим хэтчбеком I-MiEV, но в 2016 году машину перестали ввозить в Россию. После этого флаг электромобилей подняла Renault, предложившая сразу две модели – городской микро-кар Renault Twizy и «фургон-каблучок» Renault Kangoo Z.E.
Всего в 2017 году в России, по данным агентства Автостат, было продано 95 новых и 1’047 подержанных электромобилей. Оценочно на начало 2018 года весь парк электромобилей страны составляет около 1’700 машин. Как рассказало «Э-Вести» российское представительство марки (Renault Russia), в 2017 году в нашей стране было продано всего два электромобиля Kangoo Z.E. и четыре микро-электромобиля Twizy.
Но это не значит, что у нас мало поклонников высоких автомобильных технологий. Как пояснил «Э-Вести» Алексей Валентинович Гуськов, координатор Национальной технологической платформы РФ «Зеленый автомобиль», во-первых, в России низкий уровень доходов населения. Во-вторых, электромобиль сейчас дороже бензинового или дизельного аналога. Поддержки на государственном уровне практически нет — к сожалению, нулевую таможенную ставку на ввоз электромобилей отменили, и на обнуление НДС также вряд ли пойдут. Поэтому сомнительно, что в ближайшее время в России мы увидим выгодный или хотя бы доступный электрический транспорт.
Сейчас электрический Kangoo Z.E. в три раза (!) дороже бензинового аналога – Dokker. Тем не менее Renault, ввозя электрокары, предлагает использовать положительный европейский опыт популяризации электромобилей и развития зарядной инфраструктуры за счет включения их в систему каршеринга, карпулинга и электротакси.
Чтобы узнать, кто сегодня рассматривает для себя покупку электрокара, на что может рассчитывать покупатель, и каким будет обслуживание электромобилей, «Э-Вести» обратился к Андрею Кузякину, эксперту корпоративного отдела Авантайм ИТ, специализирующегося на продаже электромобилей.
ЭВ: Если говорить о корпоративных клиентах, кто обычно интересуется и покупает электромобили?
Андрей Кузякин: Как демонстрационной инновационной машиной, электромобилем интересовался Сбербанк. Недавно прокатчики электрокаров, которые в парках сдают в прокат электроскутеры, электромотоциклы и т.д. присматривались к ним. Поступал также запрос от владельца одной продуктовой сети, думающего использовать Z.E. в качестве развозного автомобильчика.
ЭВ: Предположим, человек хочет купить себе электромобиль в корпоративный парк. Какие затраты его ждут, что возникает по налогам, по страховкам, сервисному обслуживанию?
Андрей Кузякин: Налоги на электромобили минимальные, потому что на электромобили как категорию сейчас стараются предоставить всевозможные льготы. Что касается обслуживания, оно стандартное. Выписывается обычный полис ОСАГО. Категория автомобиля такая же — категория Б. По техобслуживанию есть определенный регламент, надо приезжать на сервис через определенные промежутки времени. Хотя масло в электромобилях менять не надо, но есть подвижные элементы, которые требуют регулярного обслуживания.
ЭВ: Если говорить о Twizy, это, насколько я понял, больше для парков?
Андрей Кузякин: Да, у него пробег 100 км, соответственно, должна быть инфраструктура или какая-то ограниченная территория. Или (был такой запрос) клиент работает со Сколково и планирует им предложить перемещение на электромобилях по технопарку.
ЭВ: Если же говорить о Kangoo Z.E.?
Андрей Кузякин: Для Kangoo Z.E. со второй половины 2017 года хотели увеличить пробег в два раза до 200 км… То есть, можно уже съездить в область и обратно. Но, опять же, нужна инфраструктура. А при отсутствии доступа к банальным розеткам, где его заряжать?
ЭВ: В брошюрах пишут, что электромобили можно заряжать от обычной сети 220 В.
Андрей Кузякин: Вот именно, что от обычной сети! Но если водитель поехал куда-то, то он должен где-то подзарядиться. У нас был креативный клиент, который говорил: «А что, если я буду с собой бензо-генератор возить?» на заднем сидении Twizy. Получается этакий самопальный гибрид. Но это так, Кулибин…
КАСКО, ОСАГО и транспортный налог для электромобилей
Из льгот для электромобилей – бесплатная парковка в Москве и нулевой транспортный налог в Подмосковье. Что касается транспортного налога, то для маломощных машин он не является существенной частью расходов (смотрите ниже), а вот бесплатная парковка может составлять до 51% от стоимости владения автомобилем.
Чтобы выяснить, во сколько нам обойдется страховка и налоги для электромобилей, мы обратились к онлайн калькуляторам и получилось, что для Twizy налог составляет всего 132 рубля, ОСАГО и КАСКО – 4’900 и 50’000 рублей соответственно (с франшизой 9’000 рублей).
Для пассажирского Kangoo Z.E., оформленного на физическое лицо, налог составит – 720 рублей, ОСАГО и КАСКО, соответственно, – 8’300 и 85’000 рублей (с франшизой 9’000 рублей).