Поставленный в 2020 году спектакль по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона «Большая тройка (Ялта-45)» за пять лет приобрёл ещё большую актуальность. Почему Малый театр остаётся главным национальным драматическим театром? Потому что он ставит пьесы, создающие славу России; традиционно с любовью и величием показывает историю страны.
Режиссер спектакля Андрей Житинкин взялся за неподъёмную тему — реализовать на сцене национальное достоинство страны, явленное миру на Ялтинской конференции. Было сделано невозможное — из одного исторического события родилось грандиозное театральное полотно, поистине эпическое.
Спектакль»Большая тройка (Ялта-45)» закрепляет высокое звание Малого театра как главного национального театрального рупора современной российской государственности. Из конкретного исторического события средствами высокого театрального искусства, знатоком и обладателем которого является Андрей Житинкин, очевидна грандиозность политических событий середины прошлого столетия, заложивших основу «атомной эпохи» и всей политической жизни современного мира.
Сделано это было настолько личностно, персонифицировано, что за каждым правителем зрители видели дух нации, а за каждым помощником — собирательный образ жителя великой державы: России, Великобритании и США.
С каким тактом, чувством меры и стиля и историчности авторы постановки показали важнейшее событие — раздел мира между великими державами! Обратите внимание, что полноценный участник Второй Мировой войны — Китай, даже отдаленным намеком не был упомянут в тексте и на сцене. Франция в лице Де Голля появляется лишь один раз, когда Черчилль (так и быть) берёт трубку, чтобы поговорить с лидером свободной Франции. Но перед нами весь современный мир — как на ладони.
Потрясающая режиссура. Ялтинская конференция — это историческое событие, известное каждому со школьной скамьи. Оказалось, оно может быть превращено в творческий акт, от которого зритель получает художественное удовольствие в дополнение к анналам хроники!
Все постановочные элементы — декорации, звук, костюмы — это подлежит особому высокому разбирательству. Всё это на очень большой высоте, сделано качественно, со вкусом и большим уважением к событиям и пафосу самого произведения.
Отдельного слова требует игра актёров. Весь актёрский состав без исключения сыгран единым ансамблем и единым театральным полотном. Главные герои — Черчилль (Валерий Афанасьев), Рузвельт (Владимир Носик) и Сталин (Валерий Бочкарев) не только в характере, но и в образе.
Генерал Алексей Антонов (Василий Зотов) сумел виртуозно показать сложную судьбу окружения Сталина. В созданном им образе читались и В. Молотов, и Н. Хрущёв, и многие другие приближенные к «отцу народов».
Даже такие второстепенные роли, как появляющийся руководитель протокола в белом фраке, оповещающий о сломанной американской плите на кухне, вызывает должное уважение и является весьма характерным исполнением даже для Малого театра.
Мне лично понравилось, как классические актёры современного ансамбля Малого театра подошли к каждому историческому персонажу. Все трое лидеров действительно воплощают лучшие черты, с которыми мы знакомы по историческим хроникам и мемуарам. Но Сталин — это филигранная, ювелирная, по-настоящему кружевная работа Бочкарева. Неслучайно его так любил Юрий Соломин как актёра, способного поразить в любом амплуа.
Очень сложно, практически невозможно было показать всё огромное эпическое полотно создания новой архитектуры современных международных отношений — и это получилось у театрального режиссера, а не у писателя-романиста уровня Льва Толстого или режиссера кино уровня Оливера Стоуна или Мартина Скорцезе.
На сцене сказать многое очень опасно, велика вероятность, что младенца можно выплеснуть из купели. Надо отдать должное авторам постановки, удивительным образом им удалось сказать всё и не потерять основную содержательную составляющую грандиозного мировоззренческого полотна.
Такая постановка такими средствами и формами по плечу только очень крупному творцу, коим является режиссер Малого театра.
Что касается вопроса о реакции зрительного зала — он не просто ликовал, но не хотел отпускать из чувства благодарности актёров после 2-часового действия, разворачивающегося на сцене.
Помимо комплементарных слов, заслуженных коллективом исполнителей, хочется выразить слова благодарности администрации Малого театра за трепетное и бережное отношение к наследию Соломина, который был бы горд за очередной успех своего детища.
![Владимир Носик (Президент США) и Андрей Житинкин (режиссёр) на открытии нового 2024/2025 сезона в Малом театре](https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2025/02/20250206-maly-troyka-005_das0689.jpg)