Эпическое театральное полотно о Ялтинском разделе мира

"Большая тройка (Ялта-45)" - эпическое театральное полотно

Поставленный в 2020 году спектакль по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона «Большая тройка (Ялта-45)» за пять лет приобрёл ещё большую актуальность. Почему Малый театр остаётся главным национальным драматическим театром? Потому что он ставит пьесы, создающие славу России; традиционно с любовью и величием показывает историю страны.

Режиссер спектакля Андрей Житинкин взялся за неподъёмную тему — реализовать на сцене национальное достоинство страны, явленное миру на Ялтинской конференции. Было сделано невозможное — из одного исторического события родилось грандиозное театральное полотно, поистине эпическое.

Спектакль»Большая тройка (Ялта-45)» закрепляет высокое звание Малого театра как главного национального театрального рупора современной российской государственности. Из конкретного исторического события средствами высокого театрального искусства, знатоком и обладателем которого является Андрей Житинкин, очевидна грандиозность политических событий середины прошлого столетия, заложивших основу «атомной эпохи» и всей политической жизни современного мира.

Сделано это было настолько личностно, персонифицировано, что за каждым правителем зрители видели дух нации, а за каждым помощником — собирательный образ жителя великой державы: России, Великобритании и США.

С каким тактом, чувством меры и стиля и историчности авторы постановки показали важнейшее событие — раздел мира между великими державами! Обратите внимание, что полноценный участник Второй Мировой войны — Китай, даже отдаленным намеком не был упомянут в тексте и на сцене. Франция в лице Де Голля появляется лишь один раз, когда Черчилль (так и быть) берёт трубку, чтобы поговорить с лидером свободной Франции. Но перед нами весь современный мир — как на ладони.

Потрясающая режиссура. Ялтинская конференция — это историческое событие, известное каждому со школьной скамьи. Оказалось, оно может быть превращено в творческий акт, от которого зритель получает художественное удовольствие в дополнение к анналам хроники!

Все постановочные элементы — декорации, звук, костюмы — это подлежит особому высокому разбирательству. Всё это на очень большой высоте, сделано качественно, со вкусом и большим уважением к событиям и пафосу самого произведения.

Отдельного слова требует игра актёров. Весь актёрский состав без исключения сыгран единым ансамблем и единым театральным полотном. Главные герои — Черчилль (Валерий Афанасьев), Рузвельт (Владимир Носик) и Сталин (Валерий Бочкарев) не только в характере, но и в образе.

Генерал Алексей Антонов (Василий Зотов) сумел виртуозно показать сложную судьбу окружения Сталина. В созданном им образе читались и В. Молотов, и Н. Хрущёв, и многие другие приближенные к «отцу народов».

Даже такие второстепенные роли, как появляющийся руководитель протокола в белом фраке, оповещающий о сломанной американской плите на кухне, вызывает должное уважение и является весьма характерным исполнением даже для Малого театра.

Мне лично понравилось, как классические актёры современного ансамбля Малого театра подошли к каждому историческому персонажу. Все трое лидеров действительно воплощают лучшие черты, с которыми мы знакомы по историческим хроникам и мемуарам. Но Сталин — это филигранная, ювелирная, по-настоящему кружевная работа Бочкарева. Неслучайно его так любил Юрий Соломин как актёра, способного поразить в любом амплуа.

Очень сложно,  практически невозможно было показать всё огромное эпическое полотно создания новой архитектуры современных международных отношений — и это получилось у театрального режиссера, а не у писателя-романиста уровня Льва Толстого или режиссера кино уровня Оливера Стоуна или Мартина Скорцезе.

Эпическое театральное полотно о Ялтинском разделе мира

На сцене сказать многое очень опасно, велика вероятность, что младенца можно выплеснуть из купели. Надо отдать должное авторам постановки, удивительным образом им удалось сказать всё и не потерять основную содержательную составляющую грандиозного мировоззренческого полотна.

Такая постановка такими средствами и формами по плечу только очень крупному творцу, коим является режиссер Малого театра.

Что касается вопроса о реакции зрительного зала — он не просто ликовал, но не хотел отпускать из чувства благодарности актёров после 2-часового действия, разворачивающегося на сцене.

Помимо комплементарных слов, заслуженных коллективом исполнителей, хочется выразить слова благодарности администрации Малого театра за трепетное и бережное отношение к наследию Соломина, который был бы горд за очередной успех своего детища.

Владимир Носик (Президент США) и Андрей Житинкин (режиссёр) на открытии нового 2024/2025 сезона в Малом театре
Владимир Носик (Президент США) и Андрей Житинкин (режиссёр) на открытии нового 2024/2025 сезона в Малом театре

 

Эпическое театральное полотно о Ялтинском разделе мира

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку