Когда режиссер театра «Мост» Георгий Долмазян представлял свой новый спектакль «104 страницы про любовь», поставленный к столетнему юбилею российской авиации, он сразу предостерег зрителей от его сравнения со знаменитой советской кинолентой «Ещё раз про любовь». Это совершенно новый спектакль, ориентированный на современного зрителя, который повествует о вечных ценностях и прославляет профессию, которой он посвящён.
Хотя общественно-политической проблематики (искания «шестидесятников» и проч.) в премьерной работе «Моста» удалось избежать (сегодня надежды советских людей кажутся наивными и не близки реалистично настроенному молодому поколению), оптимистический дух эпохи был передан в ярких костюмах и декорациях с элементами 1960х годов. Актёры дышали полной грудью и радовались жизни, как это делала советская техническая интеллигенция, устремившаяся в небо и надеявшаяся на счастливое свободное будущее после XX съезда компартии.
Особенности лётной профессии, с её романтикой и опасностями, были показаны в точном соответствии с замыслом автора пьесы — Эдуарда Радзинского, и реальностью. Последнее обстоятельство прошло проверку со стороны профессионалов — актёры и режиссер удостоились похвал ветерана гражданской авиации Рудольфа Глушкова и Героя России Дамира Юсупова, прославленного капитана «Уральских авиалиний».
Но главное в спектакле, как и обещал «Мост» — это счастливая и трагическая одновременно любовь Наташи Александровой и Электрона Евдокимова. Любовь девушки, которая горела служением всем людям, и никому одному, и молодого человека, который мечтал быть её единственным, но лишь неделю был согрет её теплом. Теплом, которое, как мы предполагаем, может испепелить его будущее, омраченное горечью утраты на самое короткое время подаренной ему настоящей любви.
Актёры Наталья Дедейко и Александр Лырчиков умело раскрывают перед нами неоднозначность и запутанность поступков влюбленных героев, которые современникам, ориентированным отдавать всё государству, могли казаться в порядке вещей. Хрупкая беззащитная девушка, которая боится потерять контроль над собой и испытывает любимого на прочность, и молодой мужчина, который стремится получить над ней тот самый контроль. Они, охваченные общим порывом надежд, думали, что у них впереди вся жизнь и можно не ценить мгновения, когда идёшь к цели. Это было ошибкой.
Лишенная советского содержания пьеса предстаёт перед нами во вполне христианской сущности, когда оказывается, что близкие важнее всего, а таинство смерти — главное непознанное и пугающее явление нашей жизни, которое мы не можем понять и с которым мы не можем смириться никогда.
Она два часа боролась за жизнь, чтобы передать ему последнее своё послание, а затем явилась ему посмертно ободрить в его неутешном горе. Он, отважный испытатель и покоритель пространств, теперь будет думать о быстротечности жизни и о том, сколько ценных минут из нескольких дней счастья были потеряны в никому не нужных ссорах.
Советская эпоха делала ставку именно на таких людей, которых Л.Н. Гумилев называл «пассионариями». Они покоряли космос, они взлетали в небо, они строили промышленность и создавали, как они думали, рай для будущих поколений. Работали они зачастую за идею, забывая про свою жизнь и благосостояние, а у потомков рая до сих пор нет.
Сегодня эпоха советского романтизма прошла, но, безусловно, важно ценить сделанное этими людьми — то, что мы ещё пожинаем спустя десятилетия. «104 страницы про любовь» — достойный вклад в память о поколении покорителей, строителей и инженеров, и просто хороший спектакль про настоящую любовь.