Молодой режиссер Гульназ Балпейсова решила обратиться к проблематике одиноких женщин старше 50 лет, за которыми, увы, будущее. Денег у большинства населения нет, мир стареет, люди всё более атомизированы, и всё светлое в их жизни остаётся только в мечтах.
«Это моя жизнь», — можно было сказать по-разному. С горечью, с болью, со слезами в глазах. Но закалённая и бойкая по натуре ученица Римаса Туминаса предпочла сделать это с вызовом, чтобы нацелить женщин на борьбу за своё «я».
«Надежда и выход всегда есть», — таков эпиграф к новому спектаклю «Современника». Спектаклю, идею которого «благославил» недавно ушедший великий режиссер.
Огромной удачей Гульназ Балпейсовой было приглашение Алёны Бабенко на главную роль. Дело не в том, что Алёне, как и её героине — 50, и даже не в том, что она с детства восторгалась Эдит Пиаф — символом женской воли. Огромный талант перевоплощения этой актрисы помогает развернуть на сцене монументальное полотно — картину выживаемости, доступной сильной личности за один её трагический день. День, когда она оказалась на дне «на финишной прямой», и не видит больше какого-то смысла в существовании.
Брошенная любимым через десятилетие совместной жизни, в начале действия героиня Алёны Бабенко Милли — руина. Нищая, лишенная сил домовладелица, она окружена слабаками-квартирантами, которые доставляют ей меньше денег, чем хлопот.
Что с того, что вокруг мужчины, один из которых умный (Иван Стебунов), а другой физически сильный (Ефим Белосорочка)? Большее, что можно с них взять в трудный миг — это компанию за столом, практически безмолвных слушателей своей выплескиваемой боли.
Но Милли живёт на этой Земле, и довольствуется тем малым, что имеет. Несмотря на беды, она несёт себя с гордо поднятой головой. Когда смотришь «Это моя жизнь», становится ясно, что самоуважение — это важнейшее из достоинств, которое делает миллионером последнего из бедняков.
Пока Милли возрождается, ей на смену уже приходит молодая поросль, которую искусству выживания ещё предстоит научить. Героиня Марты Хованской уже равняется на Милли, хотя ей ещё необходимо для самоуважения быть любимой — это со временем пройдёт.
По косвенным деталям жизни людей из бедных кварталов, мы понимаем, что перед нами — интеллигенция, оказавшаяся не у дел. Бесконечные разговоры о психоанализе, пение Марио Ланца, вечерние платья для приёмов, извлеченные из сундука — всё это переносит нас в быт средней интеллигентной московской квартиры.
Зрителю не раз придётся с горечью констатировать: «Это моя жизнь», но всё же просмотр спектакля с жизнеутверждающим концом, действительно, обещает ему надежду.