Международный театральный фестиваль «Золотой Витязь» снова шествует по стране! Ему — 33 года!
С октября по ноябрь 2024 года по всей России и на сценах московских театров прошли лучшие спектакли регионов нашей Родины, Москвы, Санкт-Петербурга, Мариуполя, Белоруссии…
Среди них особо хочется отметить постановку Кинешемского Драматического Театра им. А. Н. Островского – «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», — по одноимённой пьесе А. Н. Островского. Интересно, что этот спектакль «дошёл» до Москвы дорогой ополчения 1612 года: по сценам Нижнего Новгорода, Балахны, Иванова, Кинешмы, Костромы, Суздаля, Ростова, Ярославля, Сергиева Посада, и был представлен на сцене московского Театра «Школа драматического искусства» 18 ноября. Повсюду, включая зрителей нашей столицы, эта постановка вызывала воодушевление, понимание и восторг; принималась публикой горячо и сердечно, долгими аплодисментами стоя!
Спектакль не только потрясал сердца силою проникновенной, искренней игры актёров, но и своим подлинным историческим содержанием, для которого отец русской национальной драматургии А. Н. Островский искал идеальную художественную форму более 10 лет! Это было его первое историческое произведение. Уникальность пьесы «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» в том, что она представляла собой выписки сведений из различных летописных источников и разворачивала перед читателем масштабную художественную картину всего Смутного времени. Созданная в 1861 году, эта пьеса была опубликована в журнале «Современник» в 1862 году и вскоре была отменена для показа цензурой. В 1866 году она была показана в нескольких театрах во второй – изменённой и сокращённой версии, и больше её никто не видел. Неудивительно, что о ней мало кто может знать из наших современников.
Но воскрешение этого хроникального произведения совершилось в год 200-летия нашего великого русского драматурга. Премьера спектакля «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» состоялась в дни празднования Дня народного единства (3 и 4 ноября 2023 года), — государственного праздника, посвящённого бессмертному подвигу выборного всея Руси Козьмы Минина, князя полководца Дмитрия Пожарского и нескольких тысяч ополченцев, освободивших русскую землю от иностранных захватчиков.
Рождение спектакля в Кинешемском Драматическом Театре им. А. Н. Островского в первой редакции пьесы (1861 г.) можно назвать удивительным фактом истории русского театра.
Лаконизм сценографии (худ.-пост. С. Александров), в виде деревянных заборов, стен, столов, лавок, свечей, бесшумно перемещающихся в разных комбинациях с изменением сцен… Исторические костюмы, сольное и хоровое пение, музыка (комп. Е. Габов, хормейстер С. Фокина), — всё передавало атмосферу эпохи, настроений героев на сцене. Динамикой их переживаний зал вовлекался в соучастие грандиозным событиям!
Высказывание постановки звучало мощно, талантливо, захватывающе! Связь времён и выражение христианской соборной души народа, передавалось не только общим духом патриотизма и веры, но и языком кинематографии (видеограф А. Фарсайт). Органично встроенные в спектакль живые образы русского народа (из известных исторических фильмов), благословляющие святые (Сергий Радонежский, Патриарх Гермоген, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский), старцы, предки жителей Кинешмы, ведущие род от ополченцев1612 года – все смотрели на всех… На экранном полотне, «летописной» лентой нашей истории, над действом на сцене, — неотъемлемой его частью, — как из Небесного отечества, ко всем нам – зрителям, — обращались лики, лица покровителей и защитников Святой Руси, участники этих судьбоносных событий, — тех, кто создавал своим единением и борьбой наше Будущее.
Лента истории «войны и мира» на экране, – внутри истории на сцене, приводила, по ходу спектакля, к объединению и родству с нашим временем, и все его узнавали! Чудо духовного общения со зрительным залом рождалось здесь и сейчас!
О работе над этой необыкновенной, воскресшей через 200 лет драматической хроникой, по пьесе Н. А. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», покорившей сердца всех без исключения зрителей, на всех площадках страны, читателям Э-Вести рассказывает режиссёр-постановщик – Евгений Юрьевич Ланцов:
ЭВ: Евгений Юрьевич, Вы создали спектакль в Кинешемском театре год назад и повезли его дорогой ополчения. Хотели повторить путь предков? Каким он был?
Евгений Ланцов: Минин и Пожарский не сразу пошли брать Москву. Выборный кинешемцами староста Козьма Минин, первый внёс свои сбережения на общее дело. Он призвал людей последовать своему примеру, призвал князя Минина возглавить народное ополчение. Под их руководством первые ополченцы из Кинешмы шли к Москве через десять городов; везде собирали деньги и войско. Сначала они пошли до Ярославля, — дособирали там деньги и войско, проводя слаживание, учения, а затем в октябре 1612 года пошли к столице. Вместе с народными пожертвованиями, в походе по всем десяти городам в их ряды вливались новые силы, — новые люди, готовые сражаться за свою Веру и Отечество. С набранным войском они дошли дорогою ополчения до Москвы, сражались там и освободили её от поляков и литовцев.
ЭВ: А как восприняли эту тему современники драматурга?
Евгений Ланцов: По письмам Александра Николаевича Островского, который жил в Кинешме и был мировым судьёй этого города, он подбирался к созданию этой пьесы очень долго, — изучал исторические материалы более 10 лет; пути, по которым проходило народное ополчение. Но, когда в 1861 году издал в журналах её первый вариант, приезжал в Москву, читал в литературных сообществах, — в рецензиях пьесу встретили критикой. В неё никто не верил. Не приняли ни либералы, ни патриоты. И эта пьеса ни разу не ставилась за 200 лет. Через пять лет он написал второй вариант. Изменил события, как ополченцы шли на Москву, сделал более развитой любовную линию, (подобно сериалу), чтобы привлечь больше зрителей. Но, не приняли и этот вариант.
ЭВ: В чём причина такого неприятия?
Евгений Ланцов: Островский был настоящий подлинный патриот, и пьесу не приняли из-за её патриотизма, как и сейчас, – не все принимают эту тему. Отношение очень похоже; и по отношению к Западу, и к России, — такие же схватки. Последние 500 лет, как я вижу, на этом поле ничего не меняется, — общество всегда разделяется – на патриотов и западников. Почитайте Достоевского, — всё это у него есть, в том числе и в его пьесах.
У Островского есть и другие исторические пьесы: «Самозванцы», «Самозванец или Василий Шуйский», «Тушино», — это самые известные, — все в стихах.
ЭВ: Была ли всё-таки где-то поставлена пьеса «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»?
Евгений Ланцов: Второй вариант пьесы ставился два раза: один раз во время войны в 1944 году Костромским театром, а другой раз — совсем недавно, в 90-х годах во МХАТе им Горького (Т. Дорониной). Они долго не прошли. Я взял первый вариант пьесы и сократил до полутора часов, куда входит и множество песен, которые тоже несут свою смысловую эмоциональную нагрузку и сокращают текст. Но мы живём сегодня в современном мире и так долго, как раньше, играть уже невозможно. Нужно играть остро, резко, динамично, мелодраматично, патриотично, с любовной линией, как это и есть у Островского.
Изначально, она написана на 250 страниц – 5 актов! Во времена Островского это было нормально: в 4-х актах, 3 антракта, по 5-6 часов. В 19 веке так было принято. У него были и другие – длиннее. Бытовые пьесы, конечно были короче.
ЭВ: Кто был для Островского авторитетом в литературе?
Евгений Ланцов: Конечно же, идеалом для него был Пушкин, с его «Борисом Годуновым», и Шекспир, с его пьесами. Островский пытался сделать на русской почве, русским языком, в русской форме свою историческую драму. И мне, думается, — это получилось.
ЭВ: Пение, в вашей постановке, было очень органично с действием и одновременно очень современно, — похоже на рэп, а музыка — на рок. Звучало очень стилизованно. Это Ваше решение?
Евгений Ланцов: Частушки – это тот же народный рэп. И не я это придумал. Эти слова сказал ещё 20 лет назад Александр Градский. Наш текст – частушечный. А ритмы – рэпа. Звучание должно быть современное. Так у нас и получилось: одновременно – в том, и в этом времени. Форма должна быть современная, а существо, содержание – историческое.
ЭВ: В чём вы видите задачу, назначение, роль театра сегодня?
Евгений Ланцов: Примирить людей с действительностью. Человек всегда живёт в сложном мире. У него единственная жизнь! И в ней много противоречий и недовольств: жена не та, муж не тот, правительство не то, государство не такое, люди… Человек должен прийти в зал, проникнуться тем, что видит, узнать себя и понять, что, Боже мой (!), — вот она — моя духовная и душевная жизнь! Театр – это психотерапевт; он откликается на то, что человек думает о сегодняшнем дне. Идёт война, весь мир вовлечён в происходящее, — человек не может не реагировать, не смотреть на то, что вокруг, — через средства массовой информации, телевидение, участие с разных сторон в этих событиях; переживает, откликается по-разному или отстраняется от этой темы…
Так или иначе, люди думают о сегодняшнем дне и о том, что будет завтра. Театр попадает в эту «злобу дня», будит внимание, то, что скрыто внутри человека, откликается на проблемы нашего мира, помогает человеку сформулировать, пережить то, что в нём и в чём он живёт. Если кратко – театр примиряет человека с современной действительностью в художественной форме.
***
Секрет успеха этого замечательного спектакля помогает раскрыть и Художественный руководитель Кинешемского Драматического театра им. А.Н. Островского, его директор – Суркова Наталья Викторовна:
«Наши артисты очень целостные натуры. Они вникают всей душой в то, что исполняют, изучают содержание, его смыслы. Кинешма — это малый город, а настроения малого и большого, крупного города различаются во всём. Ещё у Островского сказано: «Чем беднее, тем патриотичнее». Многие из наших артистов религиозные. А артист всегда несёт на сцену свою душу, сердце, веру и свою ауру, свою харизму. Этот спектакль дорог исполнителям тем, что они попевают его своей харизмой, — верят в то, о чём говорят. Это большая редкость. Часто бывает так, когда смотришь разные постановки, — форма выстроена, а внутри – не затрагивает; артист не несёт своё внутреннее отношение, своё нутро! Раньше в Щепкинском училище, в ГИТИСе, артиста, прежде всего, воспитывали — целостность его натуры, и параллельно учили мастерству игры.
В наших артистах всё это есть. Мы соучаствуем потребностям нашего времени своим театральным искусством, благотворительными концертами, пожертвованиями в фонд «Своих не бросаем», — привлекаем помощь нашим воинам во всех отношениях, – начиная с себя. С нами вместе помогают все неравнодушные к судьбе России. Мы – один народ, и в этом тоже видим свою миссию. В ответ получаем горячий отклик».
Беседовала Нина Яхонтова
Фотографии предоставлены пресс-службой театра