Перед лицом сокращения денежных средств и роста числа пользователей криптовалют в Европе Европейский Центробанк разрабатывает единую цифровую валюту. Ей предстоит стать альтернативой наличным, электронным платежам и криптовалютам не только в Европе, США и Великобритании, но затем также в Китае, Индии и России. Мир смотрит за тем, как Еврозона, внедрив цифровой евро в 2023-2024 годах, спасётся сама и укажет спасительный путь другим.
Экспериментальный этап уже запущен – это эквивалент цифровой банкноты, пригодной для ежедневных транзакций. Однако это лишь малая толика того, что ждёт европейцев в будущем.
Новая электронная форма государственных денег в странах Евросоюза построена на блокчейн-технологии, аналогичной криптовалютам, таким как биткоин и эфириум. Так называемые цифровые валюты центрального банка (CBDC) предполагают систему, в которой у всех будут собственные цифровые кошельки, которые частным и юридическим лицам выдаст регулятор. С их помощью люди смогут осуществлять платежи, платить налоги и покупать акции или другие ценные бумаги.
В конечном счёте под идеей должна быть сформирована чёткая система со 100%ной гарантией национальных и любых счетов, определяемая регулятором. Это требует периода согласований и тестирования. Но пока цифровой евро, продвигаемый Европейским Центральным банком (ЕЦБ), переживает фазу проб и ошибок.
Дальняя цель ЕЦБ – политическая. Она позволит сохранить Евросоюз, которому прочат распад вследствие финансовых неурядиц и роста закредитованности стран-должников, и сделать объединение максимально обособленным, независимым от других.
Высокий уровень государственного долга во многих странах является главным образом результатом глобального финансового кризиса 2007-2009 годов, кризиса еврозоны 2010-х годов и пандемии COVID. В еврозоне к странам с очень высокой долей долга в ВВП относятся Бельгия (100%), Франция (99%), Испания (96%), Португалия (119%), Италия (133%) и Греция (174%).
ЕЦБ будет постепенно продавать суверенные облигации, чтобы изъять старые евро из обращения, одновременно создавая новые цифровые евро для обратного выкупа облигаций. На переходном этапе у стран с возросшей стоимостью облигаций (а это те самые должники) появится возможность снизить свой долг и в случае надлежащей бюджетной дисциплины создать устойчивую экономическую систему.
Доступ к CBDC, вероятно, будет предоставляться через коммерческие банки, которые предложат пользователям проводить платежи через мобильное приложение, карту или аналогичное устройство.
Вместе с тем, банки, компании и простые граждане, по мнению анатиликов Центра европейских реформ (CFER), не очень нуждаются в цифровых деньгах и довольствуются нынешней финансовой системой Евросоюза. Поэтому они не будут спешить переходить в новую систему цифровых платежей.
Коммерческие банки смущены возможными последствиями введения системы, которая может сделать их уязвимыми звеньями в ней. «Если потребители переведут свои сбережения в CBDC и практически не оставят их на банковских депозитах, — говорят аналитики, — то банкам потребуется увеличить стоимость кредитования домохозяйств и предприятий”. Кроме того, если владельцы электронных кошельков смогут переводить деньги одним нажатием кнопки, им может не понадобиться участие крупных банков.
Институт международных финансов (IIF) — группа из 450 участников мирового рынка финансовых услуг включая JPMorgan Chase, Goldman Sachs, Международный валютный фонд (МВФ), Visa и IIF, призвал к дальнейшей проверке целесооразности идеи CBDC как таковой.
Как минимум банки требуют ограничений и/или медленного введения новой системы платежей, какой бы заманчивой для политиков она ни была. Поэтому, вероятно, её охват будет ограничен $1.6 триллионов евро (около 4000 цифровых денег на душу населения).
Спор вокруг внедрения цифровой евровалюты завершится до начала 2023 года, когда Еврокомиссия предложит к рассмотрению законопроект о цифровом евро и тем заложит правовую основу под его внедрение. Крупнейшие банковские группы полагают, что само внедрение будет осуществляться в течение четырёх лет.