«Великий друг и интерпретатор Чехова понял, что новое время, новый зритель нуждается в новой достоверности, что время открывает в Чехове новые мысли», – писал Георгий Товстоногов о спектакле «Три сестры» во МХАТе, объясняя новаторскую для своего времени постановку В.И. Немировича-Данченко. Великому режиссёру наследовал худрук МХАТа им. Горького Эдуард Бояков, решивший исследовать произведение с точки зрения «феномена Ольги Бузовой».
«Поэтичность жизни, о которой мечтал Чехов, его гражданский гнев против мещанства, пошлости, который душит эту мечту, делают его пьесы по силе воздействия равными разве только пьесам Шекспира», – писал Товстоногов. Но то было почти 100 лет назад. Сегодня «преобразование человеческой души», видимо, нуждается в переосмыслении образов чеховских героев. А так ли плохо быть практичным, справедливо ли осуждать людей за успех?
Режиссёр Эдуард Бояков пошёл на интересный драматургический эксперимент, поставив пьесу Наталии Мошиной, рассказывающую историю трёх чеховских сестёр устами злого гения семьи Прозоровых – Натальи Ивановны (сначала невесты, а потом жены брата Андрея), провинциальной барышни из мещанской среды с характерными для этого сословия привычками и вкусами.
История получилась захватывающая, дающая обильную пищу для размышлений и горячих дискуссий, как и недавний спектакль с участием Ольги Бузовой во МХАТе.
Можете ли вы себе представить, чтобы три сестры из одноименной пьесы Антона Павловича Чехова пришли на передачу «Пусть говорят»? Это было бы невозможно! А их невестка Наталья? Могла бы! Всё, что она рассказала бы о них там, вы узнаете из спектакля «Розовое платье» – так назвали во МХАТе свою авторскую версию «Трёх сестёр» Натальи Мошиной.
Эдуард Бояков, однако, не согласился со мной в том, что МХАТ героем нашего времени делает Наталью. «Мы не отменяем чеховских сестер, мы делаем из этого трио квартет, мы обращаем внимание на жизнь персонажа, который ранее не был принят режиссёрами, – возразил он. – Действительно, чаще всего Наташу решали как бездуховное существо, очень материальное, проигрывающее во всех отношениях сёстрам, но сегодня наша информационная среда создает такое удивительное пространство, когда каждый может предъявить свою правду, свой аккаунт, свои сториз. Это, как ни парадоксально, становится более востребованным, нежели романные, традиционные формы, которые продолжают штамповать некоторые литераторы».
Мошина сумела сберечь чеховскую ткань и мастерски вплела в неё взгляд Натальи. И, к счастью, история новой героини решена отнюдь не в стиле участников «Пусть говорят», а тоньше и правдивее, в том смысле, что каждый видит картину жизни в силу своего кругозора и рассказывает её с той степенью откровенности, на которую готов, оправдывая и защищая свой образ жизни.
Для меня в постановке «Розового платья» очевидно прослеживается перекличка с «феноменом Бузовой». Ольга – это герой нашего времени, который со скромными стартовыми возможностями «выбился в люди» и попал под стрелы нападок за образ, который многие трактуют слишком упрощенно.
Призыв МХАТа понятен: давайте взглянем на таких людей с большей любовью, как на одного из своих близких. Бояков и Мошина как будто говорят о Наталье Прозоровой, доверяя её роль актрисе Ирине Линдт – воплощению жизненной силы: борьба с пороками не должна рождать ненависти, отнеситесь к окружающим с большей любовью, посочувствуйте жизненным обстоятельствам этой героини.
Учитывая, с каким скрипом работают сейчас социальные лифты (кто-то даже сомневается в их существовании), прорыв практичных героинь достоин уважения. На Ольгу Бузову равняются миллионы — так разве не о таких явлениях должен рассказывать современный театр?!
Надо признать, что МХАТ в спектакле всё же устанавливает планку обсуждения реабилитированной Натальи выше, чем в упомянутой передаче.
Новаторство премьеры не обошлось только текстом, постановщик прибег и к современной подаче – форме спектакля променада, спектакля ночного показа. Мало того, «Розовое платье» дают в те же дни, что и восстановленный здесь спектакль «Три сестры» Немировича-Данченко – авангардный спектакль для своего времени. Поэтому счастливцы те, кто смогут посмотреть обе постановки за один вечер, они получат дополнительное удовольствие от этой истории, рассказанной с разных точек зрения.