07 января 2017 года открылся фестиваль, посвящённый режиссеру Б.А. Покровскому, основателю Московского Камерного музыкального театра. Он продлится до 01 февраля 2017 года и напомнит зрителям о постановках самого Бориса Александровича, которые остаются эталонными и по сей день, и о его нравственных и художественных заветах, так же важных сегодня и для труппы театра, и для коллег, и для зрителей.
07 и 08 января уже прозвучала опера «Ростовское действо» святителя Димитрия Ростовского. Автор – выдающийся православный деятель XVIII века, много усилий предпринявший для духовного единства России и Малороссии. «Комедия на Рождество Христово» впервые была поставлена в 1702 году и воссоздана Борисом Покровским в 1982 году.
11 и 12 января можно услышать оперу XVIII века «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г. Ф. Генделя («Юлий Цезарь в Египте»). Эта опера была написана и поставлена (Гендель ставил свои оперы и оперы других композиторов сам в «Королевской академии музыки» Англии) признанным мастером оперы-сериа эпохи барокко в первый период его творчества, до того, как он обратился к ораториям на библейские темы. Театр Покровского – единственный в России, где можно видеть постановку этой оперы.
14 и 15 января театр покажет детям один из самых знаменитых своих спектаклей – симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк» в постановке Покровского.
18 января зрители смогут посмотреть «Нос» Д. Шостаковича в редакции 1974 года, той самой, которой Б. Покровский возродил спектакль после длительного забвения. Опера была написана композитором по произведению Н.В. Гоголя под влиянием театра Мейерхольда.
20, 21 и 22 января зрители насладятся «Волшебной флейтой», 25 и 26 января – оперой «Дон Жуан, или Наказанный развратник» прославленного гения венской классической школы В. А. Моцарта.
28 и 29 января прозвучат «Похождения повесы» новатора И. Стравинского, в честь которого маэстро В. А. Гергиев предложил назвать 2017 год, а завершат фестиваль 01 февраля 2017 года одноактные оперы Дж. Пуччини «Плащ» и «Джанни Скикки» (из Триптиха 1918 года).
«Э-Вести» попросили Михаила Степановича Кислярова, главного режиссера Камерного музыкального театра, рассказать для наших читателей подробности о фестивале и поделиться впечатлениями о Борисе Александровиче Покровском.
ЭВ: Это у Вас отнюдь не первый, но традиционный фестиваль в память Бориса Покровского. В чём отличие этого фестиваля от предыдущих?
Михаил Кисляров: Мы уже в восьмой раз показываем лучшие спектакли Бориса Александровича Покровского. Он поставил множество опер, но мы делаем отбор, и из года в год в фестиваль включаются такие спектакли, как «Ростовское действо», «Нос», «Дон Жуан», «Похождения повесы», «Волшебная флейта» и другие. Мы представляем его знаковые работы.
Принципиально фестиваль почти не отличается от прошлогодних. Но это наше приношение Мастеру, ретроспектива спектаклей Покровского необходима не только зрителю, но и нам самим, для того чтобы взглянуть еще раз на его отношение к опере, где главной является музыкальная драматургия. Может быть, стилистически эти спектакли в какой-то степени принадлежат другой эпохе, но они так блестяще сделаны, что по-прежнему необходимы нам всем. Театр движется вперед, выпускает новые постановки, в которых происходят поиски нового языка. И все равно ориентиром для нас остается Покровский, его взгляд на оперную режиссуру.
ЭВ: Кто занят в спектаклях фестиваля – это молодые солисты или для Вас это не имеет значения?
Михаил Кисляров: За последние семь лет труппа очень обновилась, сегодня в ней много молодых артистов, которые никогда не работали с Борисом Александровичем Покровским и даже никогда не видели его. Но они вводятся в его постановки, дающие им возможность пройти школу театра Покровского. Мы стараемся бережно сохранять его спектакли, но, тем не менее, в связи с появлением новых артистов они претерпевают некоторые изменения. Мы стараемся не превращать фестиваль в музей, он должен быть живым. Каждый новый исполнитель, хочет он того или нет, привносит новое дыхание, свою собственную индивидуальность, что важно для нашего театра. Артист – не марионетка, а живое воплощение образов, поэтому спектакли меняются, но при этом мизансцены, костюмы и декорации остаются прежними.
Фестиваль открылся двумя спектаклями «Ростовское действо», и больше половины исполнителей в нем были из числа молодых, не работавших с Покровским. Постановка идет с 1982 года, представляете, сколько ей лет?! Естественно, за прошедшее время менялись поколения артистов; это важно, потому что театр – удел молодых.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, такая личность как Борис Покровский, которая до сих пор вдохновляет театр и сообщает ему дух, каким он был в Ваших личных воспоминаниях? В чем секрет силы и обаяния этой личности?
Михаил Кисляров: Борис Александрович обладал колоссальной творческой энергетикой, которую он вкладывал и в свои спектакли. Думаю, поэтому они живы. Дух Покровского – это, прежде всего, его энергетика, его мысли относительно проблем, затрагиваемых в его спектаклях.
Вы спрашиваете, каким он запомнился? Он запомнился молодым. Не в смысле количества лет, он и в 80, и в 90 был молодым. Я сказал, что театр – удел молодых, но это не вопрос паспортных данных. Это вопрос энергии, озорства, потому что театр – это игра, здесь необходим творческий восторг, даже при воплощении серьезных тем. Он для меня всегда был самым молодым в театре, несмотря на то, что возрасту многим годился в деды и прадеды.
ЭВ: В «Геликон-опере» с 22 января пройдёт фотовыставка к 105-летию со дня рождения Б.А. Покровского. Почему именно там, там работают его ученики? Будет ли на выставке что-то новое?
Михаил Кисляров: Многие считают себя его учениками, хотя в буквальном смысле у него не учились. Насколько я знаю, Дмитрий Александрович Бертман считает Покровского своим учителем, несмотря на то, что его педагогом в институте был Георгий Павлович Ансимов.
Бертман дружил с Покровским и его супругой Ириной Александровной Масленниковой, всегда приглашал их на премьеры. Борис Александрович всегда радовался тому, что открываются новые оперные театры, в том числе и появлению «Геликон-оперы», так как для него это означало, что опера не умирает, что она живет. Он часто приходил в «Геликон» и был там желанным гостем. После реставрации в здании «Геликон-оперы» появился зал Покровского. Теперь они открывают там выставку к 105-летию со дня рождения Бориса Александровича. Мы тоже предоставили для нее фотографии из наших фондов. Я очень рад, что в «Геликоне» состоится выставка, это имя не должны забывать.
Не знаю, будет ли там что-то новое; о Борисе Александровиче очень многое сказано и опубликовано, существуют его книги. У нас несколько лет шел спектакль «Диалоги с Покровским», рассказывающий о нем фрагментами его спектаклей и книг.
Выставка открывается 22 января, а 23 января – день рождения Бориса Александровича Покровского. Кстати, 18 января у нас идет спектакль «Нос», а 18 января считается днем рождения театра. В этом году нам 45 лет.
Источники: Pravoslavie.ru, Opera Pokrovsky, Opera Pokrovsky, Opera Pokrovsky