10 и 11 февраля Театр Вахтангова пригласил ярких представителей современного итальянского театра: Metastasio из Тосканы, Фестиваля Двух Миров и Mittelfest для премьерного показа спектакля «Пляска смерти» Августа Стриндберга.
Пляска смерти (Dance of Death, Danse Macabre) — это художественный жанр позднего Западноевропейского Средневековья, который аллегорически напоминает о неизбежности смерти для всех. В древности это было театрализованное церковное представление, в котором Смерть символически вовлекала в свой танец и Папу, и Императора, и бедняка, и вела их в могилу. Зрелище должно было напомнить, что все умрут, а значит, надо приготовится ко встрече с Богом-Судией.
Пляска смерти находила своё отражение в христианской культуре на всём протяжении истории. Актуальна эта тема и сейчас. Поэтому выбор пьесы Августа Стринберга для демонстрации единства разных культур на сцене закономерен. Единство самой пьесы заключалось в том, что на сцене разыгрывалась драма семейной жизни, проходящая сквозь границы и века. Актёры, режиссёр и автор пьесы могли быть помещены хоть в Средиземноморские пещеры Каменного Века, хоть в Испанию периода Инквизиции, хоть в Золотой XIX век русского искусства. Неважно, когда и где жить. Важно с кем.
Во-первых, автор драмы Август Стриндберг (Johan August Strindberg, 1848-1912) — шведский писатель и драматург, на принципах которого стоит современный шведский театр, показывает нелицеприятные сцены из жизни высшего шведского общества, отягощённые личными качествами членов семьи. Но мы узнаём в героях вечное бесовское искушение, испытывающее на прочность отношения абсолютно всех семей, хотя и с разной степенью накала. На сцене проходит предсмертная агония семейной жизни, представшая перед зрителями в момент серебряной свадьбы героев. Далее она преломляется через круг жестоких родных и близких, равнодушных и предающих, и завершается примиряющей смертью отца семейства.
Во-вторых, на сцене всего лишь 3 актёра с минимумом декораций. Комната и трое героев. Никаких характеристик места и времени в драматическом действии, всё внимание режиссер спектакля Лука Ронкони (Luca Ronconi) отдаёт диалогам.
В-третьих, блистательная игра итальянских актёров: Д. Феррары, А. Асти и Д. Криппы не оставит равнодушным ни шведского, ни итальянского, ни российского зрителя.
В 1958 году ежегодный фестиваль Двух Миров в Сполето (Festival dei 2Mondi) задумывался как объединяющий европейское и американское искусство. Но со временем возникла потребность включения в него других Миров. В частности, русского. Актёр спектакля «Пляска смерти» Джорджио Феррара, который на данный момент возглавляет фестиваль, старается показывать дома лучшие произведения русского театра. А русский театр и русский зритель, благодаря театру Вахтангова, с интересом приобщился к проекту и познакомился с мало известным у нас классиком шведского театра в итальянском исполнении.
Ждём следующей встречи, но пусть в этот раз наши Миры объединятся темой Веры, Любви и Надежды.
Источник: Catholic Encyclopedia