Сумма, необходимая на содержание замков, становится непосильным расходом для старинных аристократических семей Франции. Поэтому сейчас в стране продаётся более 1’500 тысяч лотов — хранителей семейного достояния. Потомки знатных семей вынуждены продавать их по цене от 2 миллионов евро — примерно за ту цену, которую стоит хорошая парижская квартира. Но ждать покупателя приходится по нескольку месяцев, а иногда и лет.
Так, пожилая чета герцогского рода де ла Рошфуко выставила на продажу за 2.8 миллиона евро своё старинное анжуйское поместье близ Ангулема — замок Вертель. «С 2018 года у моего мужа тяжелое неврологическое заболевание. Он не может двигаться и управлять таким сложным с точки зрения управления местом», — поясняет владелица замка — Ингрид Де ла Рошфуко (урожденная Ла Рош-Гийон), психотерапевт в Париже.
Когда супруги праздновали своё бракосочетание, семья была обрадована. Брак поможет сохранить семейное достояние и продолжить традиции! Действительно, долгие годы глава семьи де ла Рошфуко Сикст мог управлять поместьем и проводил здесь не менее четверти своего времени, изучая семейные архивы, переустраивая замок на более комфортный лад и оформляя стены предметами семейной гордости — генеалогическими древами, гербами и фотографиями.
Де ла Рошфуко сохранили всё, кроме одного: они отдали в 1922 году Джону Дэвисону Рокфеллеру стену для охоты на единорога, чтобы он показывал её в своём музее Клоистеров в Нью-Йорке. Люстры Мурано, интерьеры итальянского Ренессанса, прекрасная парадная лестница также итальянской работы, часовня, статуя Франциска, автора знаменитых Максимов, библиотека — всё это хранит вековые традиции.
Но, увы, годы идут, а дети не захотели и не смогли взять на себя бремя управления замком, они предпочли другие занятия (психологию, аюрведу, гуманитарную сферу) и живут за границей. Да и денег у них больше нет.
Ингрид де ла Рошфуко говорит о том, что семья предприняла массу усилий по поиску средств, но не преуспела в этом. У кого-то из знати тоже нет денег, у других занять не удалось по другим причинам. Вариант соседа — Француа Ла-Рошфуко, замок которого находится поблизости от Вертеля, связанный со сдачу в аренду тоже не удался, видимо, арендатора не нашлось. Теперь замок будет продан, с мебелью или нет. Возможно, мебель уйдёт с молотка отдельно, и старинные гобелены и кровать с балдахином найдут других владельцев.
Аналогичная судьба недавно постигла замок семьи Робьен, который не смог найти своего покупателя даже за 2.1 миллион евро, и бывший особняк де Помпадур — замок Менар. Но эти объекты продавались не столько из-за обнищания рода, сколько из-за наследственных споров.
Как бы то ни было, если десятилетие назад только 800 замков искали новых хозяев, то сейчас их число удвоилось, а цены упали вдвое. Покупатели не очень-то идут — им подавай современный дом с бассейном, отапливаемый и в идеальном состоянии, неподалёку от транспортных развязок и социальных учреждений.
Да и не хотят люди за свои деньги вкладываться в элитное старое жильё, которое уже целое поколение из-за неумения грамотно управлять землёй не приносит дохода. А дети едут жить в Лондон или Шанхай, отдавая свои семейные владения ушлым менеджерам или прося у государства «Плана Маршалла» для помощи историческим памятникам. Не нужны им, видно, семейные реликвии, если вместо поиска путей сбережения и приумножения семейного достояния они занимаются аюрведой.
Как показывает история проданных замков, их новые владельцы (в том числе русские) вскоре начинают тяготиться приобретениями. Это ведь не их семейное достояние — к чему бессмысленные траты? Они вскоре снова продают замки, и те начинают менять своих владельцев как перчатки, безудержно теряя в цене.
***
Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.
Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).