Режиссёр Мурат Абулкатинов поставил в Театре на Таганке спектакль по названию «Гамлет». Только по имени он напоминает знаменитый оригинал. Литературный источник — пьеса Ники Ратмановой, и сама инсценировка представляют собой переосмысление великого трагического произведения Уильяма Шекспира с позиций пацифизма. Неслучайно в финале зритель слышит незабвенный хит Джона Леннона «Представь себе».
Перед нами сюжет кровавой драмы в вольном пересказе в духе не то 1970х на Западе, не то 1990х в России, с аллюзиями на деспотизм и НКВД, мешающие жить спокойно. Ах, эти трагедии прошлого, эта глупая месть, эти кому-то нужные войны…
Само действо — не «Гамлет», а фантазия на тему того, как пьеса «Убийство короля Гонзаго» могла быть реализована современными средствами. Такое искусство могло бы спасти если не семерых, то хотя бы четверых из королевской семьи Дании. А так — умерли все, обезглавив королевство. Зачем? Почему? Эти вопросы всегда задают себе современные дети, читая сложный, насыщенный аллегориями и историческими аллюзиями текст.
На сцене Театра на Таганке режиссером применено несметное множество находок: от бегающей по кругу и опрыскиваемой водой Офелии до катающихся по полу в экстазе влюблённых. Вспоминается другая песня Джона Леннона «Всё, что тебе нужно — любовь» о спасающей мир любви…
Реализующий Гамлета на сцене Сергей Кирпичёнок, конечно, не имеет вида хиппи, ему досталось лишь соответствующее выражение лица. Это молодой человек, который будто встал из-за компьютера и из виртуальной реальности впервые вынужден узнавать этот мир. Встречая тень хиппового отца — Гамлета-старшего, бегающего чудного призрака в чепце, он всячески сопротивляется тому, чтобы стать орудием мести.
Зачем ему экзистенциальный монолог «Быть или не быть»? В данном контексте усмешки Розенкранца и Гильденстерна «я это читать не буду» никого не удивят. Впрочем, как и монолог королевы Гертруды (Мария Матвеева), который она начала было выкрикивать по-английски, да бросила… Отравленное вино она начала потягивать ещё в начале действия.
Гамлет отказывается от вопросов морали и тем более от философии. Действительно, стоило поехать в Англию, переждать. Вот только отец не даёт жить — требует чего-то, беспокоит.
Бедный Йорик! Даже тебе здесь не нашлось слова искреннего сожаления.
Главная дилемма после просмотра спектакля заключается, пожалуй, в том, что друг Горацио расскажет «городу и миру», когда наступят другие времена… Наверное, что-нибудь быстренькое загрузит в Тик-Токе про любовь, спасающую мир. Если к тому моменту китайскую социальную сеть не запретят в России.