Так называется пьеса современного драматурга Анастасии Букреевой, спектакль по которой поставили в театре «Школа современной пьесы». В ней автор рассказывает о внутреннем мире 16-летнего подростка, который рушится после ухода отца из семьи. Очень интересный сюжет, но сценическая реализация требует терпения и настроя на долгое созерцание.
Название пьесы отсылает нас к аскетическому обету молчания – мауне – в индуизме, буддизме и йоге, которую практиковал Махатма Ганди – лидер борьбы за независимость Индии от британского колониализма. Один день молчания в неделю он посвящал чтению, размышлению и написанию текстов. Мауна требует контроля над речью, устранения пустых разговоров и необдуманных слов. В чем-то схожая духовная практика молчания есть и в Православии — исихазм – это система аскетизма, направленная на богопознание и обóжение, известная верующим еще с IV века.
В то же время главный герой пьесы «Ганди молчал по субботам» Александр вовсе не анахорет-молчальник, который пытается остановить внутреннюю болтовню, познать Бога, или контролировать свои помыслы. Да, он начинает все реже и реже говорить вслух, но в реальности все сильнее и сильнее отгораживается от окружающего мира, обрывая с ним все связи, и погружаясь в мир воспоминаний счастливого бытия до произошедшего апокалипсиса. Все это происходит на фоне процесса распада семьи, где у всех героев пьесы по-своему рушится жизнь. Мать заводит любовника и уходит к нему. Дед пропадает. Да и все в этой семье давно друг друга не слышат, каждый занят своими проблемами.
В одном из интервью режиссер спектакля Филипп Гуревич говорит, что трагедия главного героя в том, что это история о взрослении, следствие отгораживания чада от проблем. На мой взгляд, это отнюдь не так — может быть, из-за разницы в ощущениях эта история и её герои на мой вкус так странно и непонятно выглядят в постановке Гуревича.
Почти дословно придерживаясь текста оригинала, режиссер сильно опростил образы героев. По моему ощущению, он их не понимает. «Исповедь» отца превращена в откровения пьяного человека. Дед выглядит как сумасшедший, только потому, что он разговаривает сам с собой, но такое часто бывает со старичками, которым нужно общение с равными и близкими им по интересам, а те уже умерли. Вот они и компенсируют недостаток общения, играя, но трезво оценивая при этом реальность. Главный герой вовсе не взрослеет, а погружается в игру в чем-то похожую на игру своего деда, только в более опасный её вариант — он опускается на самое дно.
Сюжет «Ганди молчал по субботам» по большей части представляет собой внутренний монолог главного героя. Действия персонажей минимальны. Поставить это на сцене было непростой задачей — она трудна даже для опытных режиссеров, а тем более для молодого.
Но сильной стороной спектакля Школы Современной Пьесы является обращение к проблематике семейных отношений и попытка поговорить со зрителем всерьёз. Я думаю, что этот спектакль будет полезно посмотреть родителям с детьми, чтобы осмыслить и обсудить не только его художественные стороны, но и темы, которые затронуты этой пьесой.