Ужесточение регулирования микрофинансовых организаций наряду с целым рядом экономических проблем России породило у них глубокие размышления о том, как в текущих условиях сохранять и преумножать свой бизнес. Одним из возможных вариантов такого развития, обсуждаемым в экспертном кругу, является переход на предоставление населению длинных кредитов.
Если микрофинансовые организации массово примут для себя решение на соответствующую перестройку бизнес-процессов, то тем самым они придут на рынок сильных и мощных игроков — банков. Смогут ли они это сделать исходя из своих возможностей, и как их примут банки, которым они составят конкуренцию? Такой вопрос «Э-Вести» адресовали наиболее авторитетному эксперту российского банковского рынка, главе «Ассоциации Российских Банков» (АРБ) Гарегину Ашотовичу Тосуняну.
«Микрофинансовые организации микрофинансовым организациям рознь, — сказал он. — Есть микрофинансовые организации с не очень качественными продуктами, деятельность которых вызывает негативную реакцию. Но есть и очень качественные, грамотно работающие микрофинансовые организации, имеющие моральное право претендовать на роль миникредитных организаций.
Они вполне могут заниматься мини-кредитованием соразмерно своему масштабу. Масштаб определяет капитал и уровень ответственности. Они хотят привлекать денежные средства, чтобы их потом размещать. Речь идёт о кредитах, исчисляемых сотнями тысяч рублей, может быть, где-то и миллионом рублей. Но это не десятки и не сотни миллионов.
Это хорошо и полезно для экономики и для общества, потому что у нас есть явный спрос на микропродукты. С учётом всех тех нагрузок, которые возложены на банки, этот сегмент рынка требует пополнения или, по крайней мере, более активного участия на нём игроков, которые не передавлены всякого рода надзорными требованиями и избыточной регуляторной нагрузкой. А микрофинансовые организации как раз ещё не так сильно задавлены регуляцией, и это в принципе неплохо.
Банки, конечно, такая конкуренция раздражает. Точно так же как крупные банки раздражают банки меньшего масштаба. Но мало ли, кого что раздражает?! Раздражение банков не должно быть определяющим. Важно, чтобы рынок был конкурентным и разномасштабным. Умеете дать достойную услугу — значит, для потребителя будет возможность выбора».