Пресс-конференция Валерия Гергиева, главы Большого и Мариинского театров, начавшаяся необычайно рано для театральной Москвы — в 9.30 утра, стала сюрпризом для журналистов. Грандиозные планы, которые были им озвучены, многие присутствующие сочли почти фантастическими.
Однако, все знают, что Валерий Абисалович слов на ветер не бросает, а значит, зрителей в этом сезоне ждёт море блестящих премьер, а «запасные» артисты получат возможность самореализоваться.
Прежде всего, поражает огромное количество предстоящих премьер (смотрите ниже). Одна из театральных пишущих дам попеняла маэстро на эксплуатацию музыкантов, которые в один день дают по несколько концертов. На что Гергиев спросил знает ли она, сколько в Большом театре музыкантов? Дама предположила: «120?!» «В два с лишним раза больше», — ответил он. «240?» — переспросила она. «280!» — назвал точную цифру Александр Шанин, управляющий оркестром Большого.
Как объяснил Валерий Абисалович, 80-90 музыкантов — эту уже довольно большой оркестр, который может выполнять широкий репертуар. Дирижёр может варьировать число отдельных музыкальных инструментов при исполнении одной и той же вещи без ущерба качеству. Иными словами, Большой театр — большой в прямом смысле, может давать несколько концертов одновременно.
Административный ресурс позволяет театру наращивать репертуар при нормальной жизнедеятельности коллектива и наращивать программы для привлечения к работе молодых талантливых исполнителей. «Обратите, пожалуйста, внимание, что творческие ресурсы двух театров, можно с уверенностью говорить, рассчитаны на то, чтобы каждый театр давал три оперы в день, — заверил Гергиев. — Никого для этого не надо приглашать. В штате этих театров работают сотни певцов».
Помимо планов относительно спектаклей, вдохновляет мечта, которой Гергиев поделился с журналистами. Он хочет однажды прийти к труппе и сказать: «С завтрашнего дня ваша зарплата повысится вдвое». Уверен, что и это сбудется, несмотря на кажущуюся сенсационность заявления.
О планах Большого театра на новый сезон
По словам Валерия Гергиева, пришло время вернуть на российскую сцену великих русских композиторов, и Большой театр должен стать во главе этого движения. В частности речь идёт о Глинке, Мусоргском, Чайковском, Римском-Корсакове.
Откроет сезон Большого театра балет «Спящая красавица» Петра Ильича в хореографической редакции Юрия Григоровича и декорациями не менее легендарного Симона Вирсаладзе. За ним уже очень скоро последуют «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
В новом сезоне покажут балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Дождутся своего часа его «Блудный сын», «Шут», «Ала и Лоллий» (или «Скифская сюита»). Театр уже ведёт переговоры с тремя молодыми российскими балетмейстерами о постановке этих балетов.
В репертуаре появятся знаменитые балеты Игоря Стравинского — «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и «Свадебка».
В процессе возобновления — оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Ильича, в планах также «Чародейка» и «Орлеанская дева».
В Большом появятся оперы Римского-Корсакова: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка», «Ночь перед Рождеством».
Вернётся грандиозная «Хованщина» Мусоргского.
Опера-оратория «Царь Эдип» Игоря Стравинского должна продолжить успешное начинание «Ивана Грозного» с Алексеем Петренко в роли царя-чтеца. Гергиев обещает привлечь к новой работе актёра столь же великого масштаба.
Не будут забыты Дмитрий Шостакович и Родион Щедрин. «У нас в Мариинском театре есть довольно хорошая постановка «Мёртвых душ». Мне бы хотелось, чтобы этот спектакль вернулся при жизни Родиона Константиновича в Большой», — говорит маэстро, а значит, так оно и будет.
Из опер Прокофьева в репертуаре появится «Семён Котко».
Уже одного этого перечня хватило бы для былого Большого, но в этом сезоне премьеры не ограничатся русскими фамилиями.
Валерий Абисалович считает, что для Москвы, которая заслуженно претендует на роль мировой культурной столицы, одной оперы Вагнера мало. Силами обоих коллективов — Мариинского и Большого — планируется поставить несколько его великих творений, включая цикл «Кольцо нибелунга», «Летучий голландец» и «Лоэнгрин».
Порадует Большой и поклонников Верди. «Верди не может быть изгоем на какой-либо сцене, даже самой маленькой… Поэтому замечательно, что на сцене Большого театра есть хорошие спектакли. Их в сезоне иногда 5, иногда 6. Мы в этом сезоне тоже сможем показать может быть 13-14 опер Верди, благодаря объединённым ресурсам», — обещает маэстро.
Тот же «Отелло» Верди шёл на сцене Большого почти 40 лет назад. «Поэтому и показ «Отелло», и показ «Фальстафа», мне кажется, — говорит Гергиев, — давно назревшая необходимость. Если хотите, это наша обязанность».
Также вскоре будут представлены новые постановки «Риголетто» и «Аида» великого итальянца. «Мне кажется, что Москва примет очень хорошо и раннего Верди, и зрелый период творчества. А если и «Риголетто», и «Трубадур» пойдут друг за другом, то в этом ничего плохого не будет», — делится планами маэстро Гергиев.
Это всё ещё далеко не полный список премьер, поэтому гостей Большого ждёт очень насыщенная программа.