Действительно, вопрос, какого было бы лермонтовским героям и самому Михаилу Юрьевичу жить в эпоху, когда слово «поэт» превратилось в пустой звук… Такая мысль – одна из главных проблем, поднятых в новом спектакле «Герой нашего времени» режиссером Антоном Яковлевым в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя. И всё же, условия, описанные в прозе великого русского поэта и писателя, жестче тех нравственных терзаний, которые выпадают на долю наших современников. Творческая команда, на мой взгляд, сумела убедить в этом зрителя и заставила задуматься о наших жизненных целях.
Классики XIX века в интерпретации Антона Яковлева вторгаются в нашу жизнь и отвечают на самые животрепещущие вопросы бытия. Очевидно, режиссеру духовно близки их нравственные идеалы и он умеет объяснять высокие смыслы зрителю XXI века. «Герой нашего времени» – спектакль-пробуждение; продолжение духа и успеха «Преступления и наказания», и за ним явно должны последовать «Бесы» – вершина творчества Ф.М. Достоевского, в котором он продолжает лермонтовскую мысль.
Лермонтов жил после эпохи разгрома великих патриотов – декабристов, был с ними связан идейно и лично, поэтому тяжело переживал перемены в обществе. Когда люди, способные на большие поступки, томятся в безделье и могут лишь отыгрываться на дамах, рождается большое зло. Лишенное возможности созидать, человеческое существо приступает к разрушению, и первый объект – собственная душа.
Роль Печорина в лермонтовском бессмертном романе – и одновременно нашего современника, которого принимают за Печорина играет Андрей Финягин. Прекрасно созданный образ офицера, воюющего на Кавказе, показывает печальный удел умных гордецов, энергия которых превращается в мортидо. Актёр сумел выразить двойственность натуры Григория Александровича, где постепенно, через сомнения побеждает темная сторона, а пробуждения духа происходят всё реже. Фатализм в исполнении Финягина – это когда человек перестает совершать духовные усилия. Фактически – уходит от своей христианской сущности.

Блестящие женские образы созданы прекрасной половиной труппы Театра Гоголя. Очаровательная Бэла (Анастасия Епифанова), пронзительная в своей чистоте княжна Мэри (Полина Резаева) и соблазнительная Вера (Алёна Гончарова) – даже этот розарий не трогает очерствевшую душу Печорина. Хотя наш современник, похожий на него, скорее сдался бы на милость женских рук.
Тяжело приходится герою нашего времени под спудом душевных терзаний эпохи титанов. Он рад бы погрузиться в неё целиком, чтобы ощутить не только сюжетную линию, но и те соблазны, которые автор лишь обозначает в произведении. Но его проводник – этакий Мефистофиль – иллюзионист Апфельбаум (Андрей Кондратьев) не предоставляет ему такой возможности. В исследовании «гоголевцев» принимает участие только дух.
Выше всяких похвал реализация образов Максима Максимовича и Доктора Вернера в постановке Антона Яковлева. Звезда театра Дмитрий Высоцкий очень точно поймал тональность героев – представителей народа, которые проникнуты состраданием и любовью ко всякому живому существу, но часто лишь наблюдают и не вмешиваются в происходящее.
Спектакль сфокусирован на психологических аспектах, однако не забывает о зрелищности действа и музыкальном оформлении. Это действительно красиво и эффектно, настоящий русский театр, достойный бессмертной русской классики.









