В Театре на Малой Бронной представили спектакль «Оля + Сережа» по произведению некогда очень популярного советского писателя Юрия Трифонова. Он снова на сцене, ведь тема, которая затронута, вечная – о любви.
Юрия Трифонова с полным правом можно назвать баловнем судьбы. Детство и юность будущий литератор провел в доме высшей номенклатуры – в «Доме на набережной», жителей которого он позже описал в одноименном романе. После того, как сначала его отца, председателя Военной коллегии Верховного суда, а затем и мать репрессировали, он воспитывался бабушкой — старой революционеркой Татьяной Лурье.
По окончании Литинститута им. Горького, Трифонов в 24 года женился на оперной певице Нине Нелиной – многообещающей дебютантке Большого Театра. А через год за дипломную повесть «Студенты», написанную в манере соцреализма, он получил Сталинскую премию третьей степени. Это открыло перед ним не только широкие карьерные горизонты – возможность печататься огромными тиражами и получить широкий PR, но и внушительную сумму премиальных в 25’000 рублей.
По нынешним меркам, Юрий Трифонов в мгновение ока стал почти долларовым миллионером (в то время ежемесячная заработная плата 70% людей была меньше 80 рублей). В дальнейшем Фортуна продолжала ему благоволить, хотя жизнь его совсем гладкой назвать нельзя.
Ранняя смерть первой жены Нины, осиротевшая 15-летняя дочь Ольга переходного возраста, конфликт с родителями умершей супруги, непростые отношения второго брака с Аллой Пастуховой, его распад, новые отношения с молодой Ольгой Мирошниченко, рождение сына – все эти перипетии нашли отражение в творчестве Трифонова. Все его произведения, по свидетельству родных и знакомых, очень автобиографичные. Не стала исключением и повесть «Другая жизнь», постановку которой на сцене Театра на Малой Бронной, воплотила режиссёр Евгения Громова.
Это история воспоминаний и переживаний сорокалетней Ольги, которая только что потеряла мужа Сергея. Её мучают вопросы: Кто виноват в его ранней смерти? Были ли они вместе счастливы? Она вновь и вновь прокручивает в голове историю их взаимоотношений, пытаясь найти ответы. «Мне было интересно, как человек анализирует прожитую жизнь, как оценивает свои поступки, как пытается себя простить», – рассказывает режиссёр о своём интересе к этому произведению.
Режиссёру и актёрам нового спектакля пришлось иметь дело со сложным материалом. Текст рисует мрак, безысходность и бессмысленность жизни интеллигентов 1970-х. Как светла, легка и гармонична была бы она, если бы сами люди не были кузнецами своих несчастий…
Пьеса посвящена второй жене Трифонова – Алле Пастуховой, которая работала в издательстве и помогала найти путь к читателю многим советским писателям, среди которых Аксёнов, Войнович, Окуджава. Пастухова была редактором множества произведений Трофимова, включая самые известные – «Дом на набережной» и «Нетерпение».
Это был странный брак – жили они фактически порознь; лучше назвать его творческим союзом писателя и редактора. Кроме того, ко времени написания книги Трифонов уже несколько лет тайно встречался со своей будущей третьей женой Ольгой Мирошниченко.
Повесть стала будто полем битвы между Трифоновой и Пастуховой, в которой он её высмеивает, а она мстит, пропуская в печать книгу своего мужа со всеми литературными изъянами и неудачами. Мужа, который не только смеётся ей в лицо, но и ещё и изменяет ей и в тексте, и в жизни, обвиняя во всём её саму.
Естественно, что ничего хорошего это противостояние не родило, оставив нам нагромождение деталей, описанных с бухгалтерской тщательностью и подробностью, через которые с трудом пробирается сюжет от одного оазиса с родником свежей мысли и глубокого наблюдения к другому такому же удачному уголку.
Все женщины в этой истории малопривлекательные. Теплое отношение автора чувствуется только к ребёнку, прообразом которого стала дочь писателя, и к самому себе к Сергею – мужу героини.
Главная героиня и автор повествования Ольга – сверх ревнивая и обидчивая особа, близорукая к своим недостаткам и саморазрушительно алогичная. Она не просто держит мужа на коротком поводке, но постоянно его одергивает. Плюс к этому спутанность сознания (или это недостаток текста? будем считать, что это намеренный прием автора). Впрочем, Трифонов не лишает её положительных качеств: женщина пригрела у себя свекровь, хотя та ежедневно портит ей кровь.
К счастью, драматург избавилась от большей части ненужных долгот и деталировки второстепенных вещей, создав камерную постановку для двоих исполнителей – Ольги Лапшиной (Оля) и Ивана Шабалтаса (Серёжа).
Я шёл на «предпремьерный показ» Театра на Малой Бронной с большим любопытством – было интересно, как оценит и трансформирует женщина-режиссёр мужское представление автора о женском мировосприятии. В чём Трифонов был прозорлив, а в чём нет?
Но прямого ответа на этот вопрос постановка не дала, ведь Громова приняла героев такими, какими их создал автор, и превратила историю несчастной женщины в сеанс гештальт-терапии, где зрители – это медиаторы, а Оля – их пациент.
По словам режиссёра, для неё история Ольги – история о любви, о том, что «любить надо храбро», не пряча, не скрывая и не стесняясь – отдавая столько, сколько есть.
Отдельного похвального слова заслуживает сценография премьеры. Всё события пьесы происходят на фоне выломанной из панельной многоэтажки кухни, как бы парящей в безвоздушном пространстве. Это очень сильный и глубокий символ ситуации, в которой оказалась главная героиня – прежний мир рухнул и что ждет её дальше – неизвестно.