На пресс-завтраке «Психологические факторы борьбы с финансовым мошенничеством» глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян признался, что однажды получил звонок от афериста и вступил с ним в долгий диалог. Прекрасно зная о том, что единственная фраза, которую можно сказать мошеннику — «До свидания», даже главный банкир АРБ поддался искушению, потенциально открывающему его кошелёк. Благо, что на этот раз последствий не было.
Проблема в том, что за 5 лет подъёма высокотехнологичной криминальной отрасли — финансового мошенничества, преступники достигли больших высот в IT, психологии, социологии и ряде смежных дисциплин. Теперь они умеют собирать записи голосов и осуществлять звонки от знакомых, и вскоре научатся оперировать фейковыми аккаунтами соцсетей.
В 2023 году мошенники награбили людей на более 16 миллиардов рублей, из которых вернуть удалось только 3 миллиарда. Средняя сумма кражи — 20 тысяч рублей с одного «клиента», две трети которых не обращаются за помощью в банк — ведь они сами, «добровольно» отдали мошенникам свои деньги. Но в последние годы полиция и в «добровольных» случаях всё-таки начала открывать уголовные дела.
Ожидается, что в 2024 году объём сделок без согласия клиента снова возрастёт кратно к прошедшему году, если не в геометрической прогрессии. Объект охоты — каждый из россиян, ведь только в 2023 году из банков «утекло» 170 миллионов персональных данных. Ни правительство, ни банкиры не могут оставаться безучастными к кражам у россиян.
Гарегин Ашотович Тосунян говорит о том, что ведутся переговоры, чтобы между регуляторами и банками возникло единое окно реагирования, которое будет тщательно исследовать и доводить до клиента каждый случай попытки мошенничества и действия, которые предприняты с ним. «Осталось только разобраться с бюджетом», — уточнил он.
Сегодня Центробанк в сотрудничестве с банковским сектором принимает серьёзные меры по борьбе с финансовым мошенничеством и информированием граждан о нём. К сожалению, до момента совершения преступления определить мошенника нельзя, поэтому приходится рассчитывать на бдительность клиентов, на их отказ доверять посторонним людям и принимать их звонки.
Однако будущее, я уверена, движется в сторону европейского опыта решения проблем — затруднения доступа к открытию счетов и введения самоограничения граждан в доступе к собственным средствам, прежде всего среди социально-незащищённых слоёв.
Регулятор в России уже предусмотрел такую возможность для пожилых людей, которые чаще других становятся жертвами мошенников — крупные суммы они при желании могут снимать только в присутствии доверенных лиц.
Вооруженные психологическими знаниями финансовые мошенники «обрабатывают» людей так, что они приходят в банк и, пользуясь грамотно составленной преступниками легендой, обнуляют собственные счета. Лишь через некоторое время они очнутся от гипнотического сна и будут пытаться, практически всегда безуспешно, вернуть свои деньги.
Всё начинается с того, что человек снимает трубку и слышит: «Это ваш банк», и вступает в беседу.