В Театре Вахтангова прошли гастроли одного из самых успешных театров России, ориентированных на подрастающее поколение — Красноярского ТЮЗа. Визитной карточкой гастролей стал спектакль «Гоголь.Экспонаты», прошедший на основной сцене прославленного театра.
Одновременно в фойе, где традиционно располагался памятник основателю театра — Евгению Вахтангову, была временно размещена часть красноярской инсталляции (автор — Ольга Никитина) о великом русском писателе. Огромный лежащий на столе Гоголь с опрокинутым стаканом, любящий Россию из Италии, стал популярнейшим объектом зрительских селфи в фойе.
В основе спектакля, художественным руководителем которого выступил худрук ТЮЗа Роман Феодори, режиссером — Даниил Ахметов, лежит известнейший сборник повестей Николая Васильевича — работы, созданные им в период 1930-1940х годов.
Героями всемирно известных произведений «Нос», «Шинель», «Невский проспект» и других являются обыватели окрестностей Санкт-Петербурга. Это люди со своими житейскими проблемами, часто не решаемыми в России (как тогда, так и теперь), задавленные имперской мощью большой бюрократической страны.
Красноярцы сделали из гоголевских зарисовок не то чтобы спектакль, но «визуально-пластический этюд», где неизменно присутствует сам писатель и угадывается собирательный образ его героев (Пирогова, Пискарева и Башмачкина). Их не интересовала последовательность событий каждой повести — создатели спектакля обратились ко внутреннему миру героев, объединив их в единый порыв к мечте и исследовав её реализацию. Увы, часто не успешную.
Сведённый к минимуму гоголевский текст, превращённый в несколько скудных диалогов и пару цитат, крупными мазками напоминает о великом русском языке, непревзойдённым мастером которого был великий писатель.
На этот раз мы не можем следить за текстом Гоголя, наслаждаться им; мы едва угадываем время и место события. Действо передаётся в основном пластическими методами, выполненными молодыми актёрами под руководством Марии Сиукаевой.
Мы все, наблюдая за происходящим на сцене, силимся разгадать сюжетную линию и сравнить происходящее на сцене со знакомым текстом. Соглашаемся или нет с авторской интерпретацией. А юный зритель, несведущий в классических текстах, может лишь догадываться о том, что происходило в России два века тому назад, о чём писал прославленный Гоголь. Заворожённый и заинтригованный, после спектакля он идёт за первоисточником, чтобы разгадать суть происходящего на сцене.
Возможно, в этом и заключается основная задача детского театра сегодня — обратить юного зрителя к великой русской литературе. Пусть через инсталляцию, пусть с урезанным текстом в виде цитат размером с одну смс, но следующее поколение будет знать вершины русской культуры и сумеет понять, насколько гоголевские «экспонаты» живучи по сей день. А там, глядишь, и изменит то, что многие столетия не меняется.