Гоголевские «Игроки» по-прежнему манят молодое поколение

Гоголевские «Игроки» по-прежнему манят молодое поколение

Прошло почти 180 лет со дня первой постановки гоголевской пьесы «Игроки», а она всё не теряет своей актуальности. Актуальной представляется и работа режиссёра Павла Пархоменко в Театре Моссовета – одноимённый спектакль «Игроки». Чего стоит только одна фраза чиновника Замухрышкина: «В стране нет ни копейки денег. Но вы держитесь», будто бы списанная с речи Дмитрия Анатольевича.

Не будем перечислять всех замечательных качеств пьесы, которая послужила литературной основой многих прекрасных постановок и кинокартин. Из последних достаточно упомянуть спектакль Юрского «Игроки XXI» с Филатовым, Калягиным, Невинным и фильм Чухрая «Русская игра» с С. Гармашем, С. Маковецким, А. Мерзликиным и Авангардом Леонтьевым.

Персонажи этой пьесы столетия спустя звучат как «учебник» по современной жизни. Между прочим, шулер Ихарев говорит: «Прожить с тонкостью, с искусством, обмануть всех и не быть обманутым самому – вот настоящая задача и цель! (…) Плутовство ведь необходимая вещь: что ж можно без него сделать?».

Портье мошенник и слуга Гаврюшка, глядя на вышестоящих, ворует как может: «Барин пошлет купить чего-нибудь – все уж с рубля гривенничек положишь себе в карман».

Или как вам такой пассаж. «Много ли берете?» – спрашивают чиновника, а он: «Конечно, сами посудите, с чего ж и жить? (…) Ведь вот тоже и господа сочинители всё подсмеиваются над теми, которые берут взятки; а как рассмотришь хорошенько, так взятки берут и те, которые повыше нас».

А, что поменялось? Ничего! Возьмем полковника Захарченко – миллиардер. Разве он такой один? Так это полковник, а не генерал! Генералов-то по этому делу почему-то не привлекли. Долларовых миллиардеров, видимо, не сажают – too big to fail, как говорят американцы.

Ну не прелесть ли эта литературная основа, так кстати поставленная сегодня на сцене Театра Моссовета?! Здесь нет положительных героев, отчего пьеса оказывается в тренде современных кинематографических изысков.

Дмитрий Савкин (Ихарев) и Лилия Волкова (Аделаида Ивановна)
Дмитрий Савкин (Ихарев) и Лилия Волкова (Аделаида Ивановна)

Однако Гоголь не был бы Гоголем, если бы не наказал злодея. И он это делает, обращаясь к читателю: «Что за надувательская земля, [Россия]!»

Работа молодого режиссёра Павла Пархоменко и молодых актёров на сцене «Под крышей» имеет солидный потенциал роста, но нельзя не отметить её энергию и крупные актёрские удачи. В первую очередь, отличилась Лилия Волкова, чей талант и мастерство я уже имел удовольствие видеть в постановке «Фрёкен Жюли» Евгения Марчелли. В новой постановке актриса воплотила обворожительный образ Аделаиды Ивановны – дух краплёной карточной колоды, созданной мошенником Ихаревым (Дмитрий Савкин).

Второй яркой актерской работой стал образ Глова младшего, который был претворён Антоном Аносовым. Этот персонаж демонстрирует нам драматическое развитие внутреннего мира героя, из наивного мечтателя превращающегося в жертву обмана, а затем в несчастного проигравшегося человека, поступившего против совести и вновь наказанного судьбой.

Михаил Филиппов (Кругель) и Антон Аносов (Глов младший)
Михаил Филиппов (Кругель) и Антон Аносов (Глов младший)

Понимая, что мошенника не стоит жалеть, невольно проявляешь к героям сочувствие: настолько убедительна сила игры. Сострадание к жертвам «морали наизнаку» была отличительной чертой «гоголевского смеха» в момент создания, остаётся таковой и сегодня. К такому выводу мы приходим, наблюдая за попыткой переосмысления Павлом Пархоменко реалий игрового театра и его поиском новых граней комедии.

Премьера «Игроки» в постановке Павла Пархоменко  в Театре Моссовета
Премьера «Игроки» в постановке Павла Пархоменко в Театре Моссовета

Фото: Елена Лапина

Поделиться с друзьями
Subscription