30 ноября 2018 года в Театре «Содружество актеров Таганки» состоится премьера спектакля «Спасти Хлестакова?», поставленного по известной комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Мы побывали на показе для прессы и спешим поделиться с вами нашими впечатлениями.
Первая театральная постановка Ревизора состоялась в 1836 году в Александринском театре, на премьере присутствовал сам Император Николай I. В отличие от царя, автор премьерой остался недоволен, в письме Гоголь писал: «»Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. Главная роль пропала: так я и думал. Дюр (актёр, прим. ред.) ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде целой шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться из парижских театров». Итак, первый визуальный образ Хлестакова был легковесным и растерял всю социальную значимость, заложенную в него автором.
А ожиданий от постановки «Ревизора» в патриотической среде было много. Напомним, что пьеса была впервые прочитана Николаем Васильевичем в январе 1836 года. На утре В.А. Жуковского в тот день присутствовали А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, и многие другие. Автор пообещал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Актуальность собирательного образа сулило осмысление порока, так необходимое для борьбы с ним. Прошло уже почти два столетия, но актуальности для России эта комедия нисколько не утратила — возможно потому, что образ Хлестакова так и не был раскрыт в полноте согласно авторского замысла.
А вот новая постановка в театре «Содружество актеров Таганки» Гоголю бы наверняка понравилась! Хотя режиссер спектакля Мария Федосова наполнила пьесу XIX века приметами нашего времени, сделав характеры и поступки героев более понятными современникам, она сумела воссоздать на сцене гоголевский дух, и сохранить почти весь авторский текст!
Постановка (впрочем, как всегда в «Содружестве») выполнена на высочайшем профессиональном уровне. Новизна здесь соединилась с традицией и вдохнула новую свежесть в неожиданные сценические решения режиссера. Пожалуй, основное откровение для зрителя — это то, как необычно и ярко дан образ жены городничего Анны Андреевны (эту роль блистательно играет Анна Данькова). Современная светская львица, амазонка, любящая охоту, прообразы которой и поныне живут среди нас — такова интерпретация замечательной по красоте и дарованию актрисой жены чиновника далёкого прошлого.
Вторая чудесная находка постановки и снова женская – это образ дочери городничего Марьи Антоновны – единственной незаслуженной жертвы волокиты Хлестакова. В прекрасном исполнении актрисы Виктории Райковой она — главный персонаж, вызывающий у нас сочувствие, сопереживание от происходящего на сцене. Многие узнают в ней себя, дочь или знакомую, и, возможно, именно с помощью этой страдающей девушки проникнутся желанием искоренить развращающую всё и вся коррупцию…
Блистательной по красоте и тонкости исполнения на этом театральном празднике является сцена обольщения Марьи Антоновны Хлестаковым. Начинающаяся с заученных деланных комплиментов повесы, сцена постепенно закручивается в стремительный красивый диалог из поэтических цитат Пушкина, Маяковского,…, который очаровывает не только Марью Антоновну, но и весь зрительный зал.
Третья находка – сам Хлестаков в исполнении 26-летнего Алексея Финаев-Николотова. Именно таким юным, «тоненьким, худеньким, несколько приглуповатым», «пустейшим» описывает его образ Гоголь. На наш вгляд, молодой даровитый актер на все 100% отыгрывает возложенную на него роль, а это весьма непросто, так как по словам Гоголя «черты роли Хлестакова слишком подвижны, более тонки и потому труднее уловимы».
Спасти ли Хлестакова из того водоворота, в который он попал волею случая и не пожелал выбраться? Режиссер Мария Федосова говорит – «Нет»! В то время, когда информационное поле сплошь занимается оправданием пороков, звучит столь важный для нас голос против них. Режиссер смеется над Хлестаковым, городничем и компанией, ставит вопросы, заставляет задуматься. Приходите и посмотрите на Хлестакова по-новому. Как после спектакля вы ответите на этот вопрос?