Проблемы экономики Венесуэлы нередко относят к кризисным состояниям. Между тем, наблюдаемые там один из самых высоких уровней инфляции в мире (гиперинфляция), нехватка продовольствия и медикаментов (зависимость населения от господдержки), сильная зависимость от доходов от продажи нефти и отсутствие диверсификации, высокий уровень безработицы, огромный внешний долг и последствия международных санкций — это проблемы самой богатой нефтеносной и нефтедобывающей экономики.
По оценкам ЦРУ, разведанные и неразведанные запасы Венесуэлы составляют одну треть всех мировых запасов нефти. Запасы Венесуэлы превышают запасы всех членов стран ОПЕК, включая Саудовскую Аравию.
Что такое «голландская болезнь»? Это неспособность правительства привлечь необходимые инвестиции в тот же углеводородный сектор. Эти инвестиции необходимы для гармонизации эксплуатации (разработки и добычи нефти), но и для планомерного и последовательного распределения доходов (чистой прибыли) по всей плоскости и сегментам экономики.
С одной стороны, проблемы экономики Венесуэлы — это «голландская болезнь». С другой стороны, неумение и неспособность венесуэльских правителей вписаться в контекст современных трендов.
Да, нефть востребована, но Китай, Россия и Евросоюз не могут противостоять. даже вместе взятые, США, главному покупателю венесуэльской нефти.
Проблема «голландской болезни» — не только проблема Венесуэлы, но всех экономик, которые в одночасье получают неожиданно бонус в виде необыкновенных запасов углеводородов. Так было с Норвегией, Голландией, поначалу так было со всеми странами, включая Россию. Однако здесь в 1960-1970е годы сглаживание «голландской болезни» в советском исполнении произошло за счет высокого уровня развития военно-промышленного комплекса и высокого развития обрабатывающего сектора экономики.
Что происходит на практике в результате одномоментного открытия новых месторождений, сразу дающих большие объемы продаж? В случае с Голландией, это был газ. В случае с Норвегией, это был нефть и газ. В случае с Венесуэлой — нефть. В один из последних визитов Уго Чавес в неофициальной обстановке сообщил, что неразведаннные запасы составляют 300,8 млрд баррелей.
На сегодняшний день главным поставщиком венесуэльской нефти является Китай, и Венесуэла и дальше способна увеличить поставки в Поднебесную.
Практические возможности экономики Венесуэлы безграничны. Во что же упирается проблема «голландской болезни» в венесуэльской версии? По нашим оценкам, ответ кроется в макроэкономике, неспособности сделать долгосрочные расчеты поставок углеводородов, от которых зависит добыча «черного золота».