Ирина Радченко, Председатель Международного Клуба инвесторов «Интеграция», вчера поделилась интересным наблюдением относительно распределения господдержки отрасли недвижимости. Её внимание обратила на себя помощь российского государства на социальные жилищные программы в размере 50 миллиардов рублей, используемая для выкупа квартир у застройщиков, которую получит госкорпорация Дом.рф. «Неужели это будут квартиры многодетным семьям, в таком количестве?!», — заинтересовалась Ирина и обрадовалась, но решила проверить, так ли это.
Оказалось, что большая часть этой суммы пойдёт на выкуп квартир в новостройках с целью затем сдавать их. У собственников квартир появился сильнейший конкурент. «Мы оставим за скобками, у каких застройщиков и по каким ценам это делается, — говорит Ирина, — Но интересно: выкупаются квартиры, чтобы сформировать пул недвижимости для сдачи в аренду. Это хорошо, во всех странах есть такие фонды, но это и серьёзная монополизация рынка аренды жилья. В основном это квартиры бизнес-класса, и они уже выкуплены целыми подъездами».
Если мы продолжим мысль Ирины, и прибавим к этому два момента: снижение платёжеспособного спроса на аренду и активизацию на рынке аренды крупнейших игроков, то мы можем себе представить, как это отразится на возможностях людей сдавать свои квартиры в наём. А ведь на эти деньги собственники зачастую живут; многие — в России, некоторые — за рубежом. Видимо, эта возможность будет закрыта для арендодателей как в эпоху пандемии коронавируса, так и после неё.
Уже сейчас те, кто сдают квартиры в Москве, имеют проблемы с их сдачей. Не всегда помогает и резкое снижение цен. Доходы россиян резко упали, предложение превышает спрос и те немногие арендаторы, которые бродят по специализированным сайтам, ищут самые дешёвые предложения. Риелторы жалуются, что звонков почти нет, если сравнивать их количество с эпохой до пандемии нового коронавируса. Срок экспозиции увеличился, арендодатели терпят убытки.
Нетрудно предсказать желание монополиста сразу завоевать существенную долю рынка, и «выбить» конкурентов за счёт маркетинговой скидки или даже демпинга. Что предпочтёт арендатор: квартиру в новостройке или жильё в старом жилом фонде, если цены на них будут равны? Через некоторое время цены можно будет поднять, когда рынок будет завоёван и из него будут вытеснены непрофессиональные арендодатели.
Цены на аренду в Москве, по данным ИНКОМ-Недвижимости, с начала пандемии и вплоть до сегодня стартуют от 20 тысяч рублей. Но собственники дешёвых квартир, как следует из пресс-релиза компании, обнуляют страховые депозиты и даже рассматривают возможность проведения ремонта за счёт арендной платы, лишь бы сдать свою квартиру. И, хотя это делает бизнес рискованным и невыгодным, не всегда в этом преуспевают. А ведь многие из тех, кто сдаёт налоговые декларации или покупает патенты (их десятки тысяч), живут на эти деньги. Не говоря уже о тех, возможно, миллионах людей, которые «забывают» это сделать.
Число жителей России, собирающихся арендовать жилплощадь в ближайшее время — это порядка 10 миллионов человек. Согласитесь, неплохой рынок. Понятно, почему он заинтересовал государство, и почему крупный бизнес хочет «подмять» его под себя (для последних это вопрос выживания). Но у десятков тысяч россиян, живущих за счёт аренды своего жилья, возникнет дилемма о том, как теперь использовать имеющийся капитал для стабильности финансового положения. Продавать — и тем самым выбрасывать избыточные предложения на падающий рынок вторичного жилья? И, что немаловажно, на что теперь жить?
Думается, государство в погоне за доходностью подзабыло о некоторых своих гражданах, и не учло социально-политические риски своей выгодной экономической операции.