Последние исследования древнего мира показали, что греко-римские статуи и храмы, которые мы сейчас видим белоснежно белыми, изначально были расписаны в яркие цвета. Сесилия Бренс, сотрудник из копенгагенской Глиптотеки, является одним из тех учёных, кто специализируется на изучении полихромии (многоцветии) древних монументов. Новая работа Бренс идёт дальше и рассказывает, что древние скульптуры также умащивались благовониями.
Исследование, опубликованное в Oxford Journal of Archaeology, опирается на литературные источники, надписи острова Делос и археологические свидетельства, позволяющие предположить, что посещение древних священных мест дарило богатые ароматические впечатления древним грекам и римлянам.
«Я наткнулась на эту тему случайно, — рассказывает Бренс. — Я просматривала материалы в поисках упоминаний о раскрашенных статуях и об уходе за их поверхностью. Я заметила, что в нескольких источниках также упоминались масла и парфюмерия, что вызвало у меня любопытство».
В отличие от современного парфюма, который в качестве основы использует спирт, его древние предшественники изготавливались на базе растительных масел, а иногда и животных жиров. Это придавало им густую, липкую консистенцию, похожую на современные бальзамы или кремы, которые наносились на кожу, а не распылялись.
Как и тела людей, скульптуры в Древней Греции покрывали благовониями. Эта практика была известна как kosmesis (приукрашивание), которая также включала в себя использование драпировок и ювелирных изделий. Среди почти 3000 надписей на камне, найденных на острове Делос, есть те, в которых указаны ингредиенты, необходимые для создания статуй Геры и Артемиды. В список входили губки, масло, сода, лен, воск и розовые духи.
По словам Бренс, розовые духи были популярны ещё со времён Гомера — около 8 века до н.э. — и Делос считался признанным авторитетом в их производстве, о чем говорится в «Естественной истории» Плиния, написанной в 1 веке н.э. Археологические раскопки на острове обнаружили многие свидетельства существования этого производства в виде прессов, некоторые из которых искусно украшены резьбой и рисунками в форме сердечек.
Бренс приводит даже рецепт приготовления розового аромата, предложенный греческим фармакологом Диоскуридом. В масло добавляют шенус, разновидность тростника, который затем варят и процеживают. Затем добавляют 1000 сухих лепестков роз, покрытых мёдом. Парфюмер тщательно отжимает смесь, прежде чем оставить её на ночь. На следующий день смесь отжимают и перекладывают в сосуд, также наполненный мёдом.
Хотя ароматический аспект мало изучен, учёным давно известно, что статуи украшались лаками, глазурью и восками. Такая обработка защищала краску и придавала статуям божеств и элиты (таких как царица эллинистического Египта Береника II, жившая в III веке) глянцевый лоск.
Ещё одним способом придания аромата скульптуре были цветочные венки и гирлянды. Хотя археологические данные о таких украшениях, естественно, скудны, их копии из свинца, терракоты и золота, найденные в могилах и захоронениях, сохранились. Одним из таких примеров был римский фестиваль Флоралии, который проводился ежегодно с 173 года до н.э. в честь Флоры, богини цветов и весны. Праздник включал в себя принесение и возложение цветов в святилище богини в качестве подношения.
Спустя столетия исследований, посвящённых исключительно прекрасной форме греко-римской скульптуры, Бренс стала частью того, что она называет «чувственного поворота», призванного приблизить нас к людям, которые создавали эти произведения и жили в этой культурной среде.
«Использование человеческих чувств, таких как обоняние, помогает устранить пропасть времён, дать представление о том, каково было быть человеком в Древнем Риме, — добавляет сказал Бренс. — Я надеюсь включить эти результаты в свою следующую выставку в Глиптотеке».