Греко-римские скульптуры не были белыми

Греко-римские скульптуры не были белыми

Приходя сегодня в музей, мы любуемся гениальным мастерством исполнения греческих и римских скульптур древнего мира. Мы смотрим, как игра света на белоснежной мраморной поверхности отражает мельчайшие едва заметные детали анатомии, делая древнегреческих героев и богов живыми. Но современники Скопаса, Праксителя и Леохара – знаменитых греческих скульпторов – видели эти фигуры совершенно другими.

В поэме Еврипида Елена Троянская, размышляя о своей роли в разжигании войны, говорит: «Игрушкой становлюсь я, то своей / Красы безвольной жертвой… Боги, боги! / Стираются же краски и со статуй; / Так отчего ж мою вы красоту / Не смените первичным безобразьем?»

Эти слова Елены Прекрасной свидетельствуют о том, как по-разному мы и древние греки видели эти скульптуры, как иначе они трактовали красоту.

Если сейчас находящиеся в музеях древние статуи в подавляющем большинстве белые, то изначально они были окрашены в яркие цвета – это так называемая техника полихромии (в переводе с греческого – многоцветие).

Оригинальная мраморная скульптура сфинкса, около 530 год до н.э. (Метрополитен-музей) и реконструкция Винценц Бринкманн и Ульрике Кох-Бринкманн
Оригинальная мраморная скульптура сфинкса, около 530 год до н.э. (Метрополитен-музей) и реконструкция Винценц Бринкманн и Ульрике Кох-Бринкманн

Главный научный сотрудник Метрополитен-музея Марко Леона говорит, что во многих отношениях этот миф о белизне – случайность времени и природы, которая берет свое начало в эпоху Возрождения, когда европейские художники заново открыли величие греко-римской скульптуры.

Начиная со следующей недели, новая экспозиция в Метрополитен даст посетителям представление о том, как могли выглядеть древние шедевры в их оригинальной, ярко раскрашенном виде.

Выставка под названием «Колорит: Древняя скульптура в цвете» представляет 40 произведений искусства из коллекций Манхэттенского музея и 14 полноразмерных реконструкций, созданных экспертами по полихромии Винценц Бринкманн и Ульрикой Кох-Бринкманн.

Винценц Бринкманн
Винценц Бринкманн

Устроители говорят, что «Колорит» исследует четыре центральные темы: научные и художественные инструменты, используемые для определения цветов, которые когда-то украшали древние скульптуры, реконструкция этих цветов, значение полихромии в греко-римском мире и интерпретация полихромии более поздними обществами. Среди основных экспонатов выставки — реконструкция навершия мраморного сфинкса шестого века до н.э., крылья которого украшены красно-синими перьями и позолоченными украшениями, а также туловище лучника пятого века до н.э., завернутое в золотую фольгу.

«Эта инновационная выставка актуализирует экспозицию древнегреческого и римского искусства в Метрополитен-музее, демонстрируя красочные реконструкции древних скульптур, – пишет в своем анонсе глава музея Макс Холлейн. – Это действительно выставка, которая оживляет историю благодаря тщательным изысканиями и научным исследованиям».

Большинство представленных реконструкций сопоставлены с аналогичными скульптурами из коллекции Метрополитен-музея, а не с их древними оригиналами, которые хранятся в музеях по всему миру. Фигура сфинкса является значимым исключением.

Реконструкция мраморной статуи женщины, закутывщейся в мантию (так называемая Маленькая женщина из Геркуланума)
Реконструкция мраморной статуи женщины, закутывщейся в мантию (так называемая Маленькая женщина из Геркуланума)

Бринкманн, глава отдела древностей Коллекции скульптур Либигхауса в Германии, и его жена Кох-Бринкманн, археолог и историк искусства, воссоздали скульптуры в красках после тщательного изучения оригиналов. Пара использует методы инфракрасного и ультрафиолетового излучений, наряду с другими инновационными технологиями, чтобы выявить следы пигментов. Затем они расписывают гипсовые копии с помощью аутентичных материалов того времени, включая почвенные пигменты, минералы, темперу и льняное масло.

В более ранних попытках воссоздать образ скульптур, в первую очередь викторианцев, репродукции расписывали «главным образом, опираясь на фантазию и личный вкус», говорит Мэтью Гуревич. Сегодня же реконструкции базируются на научном анализе: участки, в которых отсутствуют пигментные следы, остаются белыми, и эксперты создают несколько копий с контрастными цветами, «чтобы проиллюстрировать реальные факты и то, как они были интерпретированы».

Греческая мраморно-известняковая статуя слуги, конец IV - начало III века до н.э. (Метрополитен-музей) и римский мраморный бюст Императора Гая, известного как Калигула, 37-41 гг. н.э. (Метрополитен-музей)
Греческая мраморно-известняковая статуя слуги, конец IV — начало III века до н.э. (Метрополитен-музей) и римский мраморный бюст Императора Гая, известного как Калигула, 37-41 гг. н.э. (Метрополитен-музей)

Куратор аналогичной выставки «Боги в цвете» Рене Дрейфус говорит: «Совершенно не ясно, так ли на самом деле выглядели [скульптуры], но нет никаких сомнений в том, что мы точно знаем, где были пигменты, и это значительный шаг вперед».

«Обеление» классической скульптуры восходит к эпохе Возрождения, когда в Италии из земли начали извлекать древние произведения искусства. Время и стихии наложили отпечаток на эти статуи, стерев следы некогда ярких красок. Пигменты, пережившие столетия в земле, быстро выцвели из-за очистки, контакта с воздухом и солнечным светом. Взяв пример с этих потерявших цвет мраморов, такие художники, как Микеланджело, создали свои столь же безукоризненные шедевры.

Ещё сильнее белизну и классический канон связал искусствовед XVIII века Иоганн Иоахим Винкельман, который написал: «Чем белее тело, тем оно красивее. Цвет способствует красоте, но это не красота. Цвет должен играть второстепенную роль в рассмотрении красоты, потому что не [цвет], а структура составляет ее сущность».

Реконструкция так называемого Мужского торса в кирасе из Афинского Акрополя, мрамор, около 470 г. до н.э. и реконструкция мраморной богини Артемиды из Помпей
Реконструкция так называемого Мужского торса в кирасе из Афинского Акрополя, мрамор, около 470 г. до н.э. и реконструкция мраморной богини Артемиды из Помпей

Точка зрения Винкельмана доминировала в истории искусств более века, а цвет в скульптуре воспринимался как «варварство, поскольку [эксперты] полагали, что возвышенные древние греки были слишком искушены, чтобы раскрашивать», – говорит историк Нелл Ирвин Пейнтер.

Даже в XX веке, несмотря на многочисленные свидетельства и следы пигментов на древних скульптурах, эта точка зрения главенствовала вплоть до 1980-х.

Терракотовая банкетная группа, греческая, эллинистическая, примерно с III по II век до н.э. (Метрополитен-музей)
Терракотовая банкетная группа, греческая, эллинистическая, примерно с III по II век до н.э. (Метрополитен-музей)

Сегодня полихромные репродукции остаются предметом споров среди любителей искусства.

«Оказывается, видение в значительной степени субъективно. – говорит Бринкманн. – Вам нужно превратить свой глаз в объективный инструмент, чтобы преодолеть этот мощный шаблон» отождествлять белизну с красотой, вкусом и классическими идеалами, а цвет воспринимать как чуждый, чувственный и кричащий.

Реконструкция так называемой Коры с острова Хиос, Афинский Акрополь и реконструкция мраморной погребальной статуи Коры Фрасиклеи
Реконструкция так называемой Коры с острова Хиос, Афинский Акрополь и реконструкция мраморной погребальной статуи Коры Фрасиклеи
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку