28 и 29 сентября 2017 года художественный руководитель театра «Модернъ» Юрий Грымов представил на сцене пьесу «О дивный новый мир» культового английского писателя Олдоса Хаксли (Aldous Huxley). Роман-антиутопия, созданный в далёком 1931 году, приобрёл современное, актуальное для российского зрителя звучание.
Для начала следует сказать несколько слов о романе. Основная мысль произведения, вынесенная в название, это фраза из шекспировской «Бури» — «О дивный новый мир» (O brave new world). Одна из последних трагикомедий великого британца рассказывает о перипетиях колдуна-миланского герцога, свергнутого, оказавшегося на пустынном острове, и в конце концов возвращённого во власть. «Буря» завершается отказом герцога от колдовства.
Потомственный представитель высшего научного общества Великобритании Олдос Хаксли (1894-1963) — мистик и агностик — создал неприглядный образ английского будущего, который в глазах мало посвященных в технологические разработки современников был похожим на фантастику. Сам литератор говорил, что на создание произведения его вдохновили романы-утопии Герберта Уэллса о прекрасном будущем, на которые Хаксли отреагировал пародией. «Мне доставляет удовольствие пощипывать Уэллса», — писал он приятельнице в Америку.
Составляющие кошмара Хаксли, в отличие от его современников, нам хорошо знакомы: новейшие репродуктивные технологии, манипуляции сознанием, крайний индивидуализм людей и стремление к удовлетворению ими любых прихотей. Написано же это было в те годы, когда англичане страдали от массовой безработицы и им, по мнению Хаксли, была крайне необходима стабильность — но стабильность бывает разной. Писатель вывел в романе образ одного из высокотехнологичных промышленников и известного сиониста сэра Альфреда Монда под именем Мустафы Монда. Однажды Хаксли посетил завод бизнесмена близ Бирмингема и был впечатлен его порядком. Другим ярким впечатлением писателя стали находки Генри Форда. Некоторые образы навеяны видными учёными — И. Павловым, З. Фрейдом и др.
Примечательно, что сам Олдос Хаксли спустя годы написал вторую версию «Дивного нового мира» — «Возвращение в прекрасный новый мир», а в конце жизни создал роман «Остров». Автор говорил, что всё будет ещё хуже, чем предполагалось при издании первой версии.
Юрий Грымов создаёт вполне аутентичный замыслу «Дивный новый мир», чистенький по форме и чудовищный по существу. Действительно, недалёк тот час, когда дети будут рождаться в инкубаторах без помощи родителей, а затем воспитываться во мнимой свободе по принципу каст — зачем загружать мозг простолюдина высокой философией? В спектакле звучит громкая современная музыка, люди стильно передвигаются в ритме современного танца и складывается впечатление, будто нас отделяет от нового мира десяток лет. Как и предсказывал Хаксли. Грымов всего лишь поправил технологические тренды первоисточника, поставив в центр прогресса Интернет, а не конвейерное производство.
Главные роли исполняют приглашенные звёзды — Игорь Яцко создаёт образ управляющего «дивным» миром Мустафу Монда, а Анна Каменкова — образ Линды, чья судьба оказалась трагически связанной с «дивным» и природным мирами.
Всё это вместе оставляет мощное впечатление. «Это резкое высказывание про мир потребления, про потерю нравственности, потерю чувств», — говорил о спектакле Юрий Грымов. Молодые люди, составляющие основную долю посетителей театра, уходили задумавшись…