Повышенное содержание хлора, зафиксированное в апреле 2019 года в нефтепроводе Дружба, оказалось не исключительным случаем для транспортной сети Транснефти, выяснили СМИ. За две недели до международного скандала разбавленную хлором нефть получил и Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа, который не связан с Дружбой, что вызывает вопросы к официальной версии случившегося.
Советские, а потом и российские, поставки нефти и газа всегда считались абсолютно надежными и незыблемыми. На них не повлияли ни Пражская весна, ни распад СССР. Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, построенная в 1960-е для снабжения углеводородами соцлагерь Восточной Европы, включает в себя 8’900 км трубопроводов, 3’900 из которых на территории России.
19 апреля 2019 года случилось невозможное – белорусский Мозырский НПЗ отказался принимать нефть из-за высокого содержания дихлорэтана, который при нагревании превращается в соляную кислоту и разъедает оборудование нефтеперерабатывающего завода. Все подумали, что это очередной раунд торга Белоруссии за какие-то преференции.
Однако через неделю стало ясно, что хлорорганикой загрязнена нефть не только северной и южной ветки Дружбы, но и нефтепровод к терминалу в Усть-Луге на Балтике. 25 апреля Дружба встала, и её начали чистить. В Белоруссию поставки возобновились уже 2 мая, но в полном объеме трубопровод заработал только 1 июля.
По факту загрязнения нефти возбуждено уголовное дело по трем статьям – кража, организация преступного сообщества и порча нефтепроводов. По версии следствия шесть злоумышленников слили чистую нефть, а вместо нее закачали сырье с добавлением хлорсодержащих соединений, чтобы скрыть хищения нефти на 1 млн рублей. Оценочно это где-то три цистерны-полуприцепа. Однако по официальным данным было испорчено 5 млн. тонн нефти…
Все в этой истории выглядит фантастично. При стоимости сырой нефти 15.8 рублей за килограмм, вы покупаете дихлорэтан за 99 рублей за кг и меняете одно на другое… Но если вы не покупаете это в магазине, то у вас должен быть свой завод по производству этого вещества.
По стандарту содержание дихлорэтана в нефти не должно превышать 10 грамм на тонну, а по словам гендиректора «Гомельтранснефть Дружба» Олега Борисенко, норма была превышена более чем в 20 раз. То есть в трубу надо было закачать 1 тысячу тонн хлорорганики – это 15 железнодорожных цистерн!
И если все это считать, то история про шестерых злоумышленников становится все фантастичнее и фантастичнее. Масштаб тут на большую нефтяную компанию, а не на 1 млн. рублей.
И вот новые подробности сообщает нам КоммерсантЪ – 4–12 апреля нефть с содержанием хлоридов выше нормы получал Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа, который пожаловался на некондиционный товар в «Транснефть-Приволга». Это было за две недели до скандала с Дружбой. Лукойл не предъявлял претензии Транснефти из-за этого случая и обе компании не связывают его с проблемами Дружбы. Как говорит Лукойл, это были разовые отклонения, в то время как суточные показатели находились в пределах нормы.
«Это рабочая ситуация, влияния на деятельность Волгоградского НПЗ оказано не было, в связи с этим применение специальных мер не потребовалось. Ущерба для группы ЛУКОЙЛ нет», — заявили Коммерсанту в пресс-службе компании.
Источник газеты в отрасли сообщает, что поставки нефти с небольшим превышением содержания хлорорганики это рабочая практика: «Таким занимаются все, и это оставалось бы рутинным вопросом, если бы не ситуация с «Дружбой», которая на несколько недель фактически остановила экспорт Urals по белорусскому направлению».
Значит ли это, что все участники рынка практикуют немножко «левой» прибыли, и тут просто кто-то слишком пожадничал и подставил всех?