И Мединский бывает прав… Новое назначение Юрия Соломина

И Мединский бывает прав... Новое назначение Юрия Соломина

6 апреля 2019 года прошло назначение Юрия Мефодиевича Соломина Художественным руководителем Малого Театра. Министр культуры РФ В.Р. Мединский подписал и вручил теперь уже пожизненный, бессрочный контракт выдающемуся деятелю культуры современной России.

Я знаю Юрия Мефодиевича с 1989 года. В 1990 году я был в составе делегации в Испанию, которую он возглавлял. Поездка имела целью установление двусторонних отношений между Москвой и Витторией, столицей Страны Басков. Вспоминается такой случай, когда президент Страны Басков Хосе Антонио Арданса в ложе оперного театра в присутствии Пласидо Доминго спросил: «Каковы успехи оперного искусства в России (разговор шёл об успехах культуры России вообще)?».

Первый Министр культуры демократической России ответил: «Уровень оперы в нашей стране всегда был высок; он представляет собой высшую планку оперного искусства в мире, но драматический театр России — это больше, чем драматический театр. Это то, что задаёт тон, определяет вектор всей культуры в целом. Театр в России — это её визитная карточка во всём мире, в Европе и Америке. Все драматические театры, по сути дела, идут в фарватере тех принципов драматического искусства, которые были заложены в России в период пореформенной поры кануна революции и двух десятилетий после неё». На что «хозяин дома» спросил: «А в Испании что, тоже?». Соломин, ни секунды не задумываясь, ответил: «Да, но только Испания творчески развивает эти принципы». За столом переговоров раздались одобрительные звуки и аплодисменты с обеих сторон. Пласидо Доминго в тот вечер пел Отелло в честь визита Министра культуры РФ в Бильбао, столицу Страны Басков.

Юрий Мефодиевич Соломин — актёр (и человек) глубокого и масштабного обаяния. Вспомним его знаменитую роль в двух классических фильмах: «Адъютант Его Превосходительства» и «Дерсу Узала». Светочь нашей культуры, пронесший на протяжении десятилетий знамя традиционализма и высоких стандартов сценического искусства — это человек, который безусловно достоин того, чтобы ему продолжать оставаться во главе такого большого дела, как Малый Театр.

На вопрос корреспондента «Э-Вести» Министру В.Р. Мединскому о том, на какие ресурсы может рассчитывать Малый Театр, последний ответил: «Вы знаете, у нас в Малом сложилась очень хорошая управленческая схема. Юрий Мефодьевич является Художественным руководителем театра и полностью отвечает за его дух, кадровую, репертуарную и творческую составляющую. При этом у Министерства культуры есть еще один контракт с директором театра (Тамарой Анатольевной Михайловой, прим. ред.) — тоже прямой, но уже срочный 5-летний. Конкретные задачи, которые мы ставим сегодня перед театром: наполняемость зала, продажа билетов, сроки ремонта и реконструкции, они ставятся перед операционным, исполнительным директором театра, который, с одной стороны, подчиняется Минкульту. С другой стороны, он подотчетен художественному руководителю, ибо его кандидатура вносится на рассмотрение художественным руководителем. Таким образом, в Малом Театре сложилась система, напоминающая схему Президент-Премьер-министр в стране».

Моя покойная бабушка — Анна Васильевна Павлова, племянница Нобелевского лауреата и физиолога, выпускница Второй студии МХАТ, учившаяся вместе с Михаилом Чеховым и Ольгой Баклановой, годами дружила со «старухами МХАТа». Известно, долгие годы в ту пору, когда Соломин делал первые шаги в своём Alma Mater, директором которого в те годы был Михаил Царёв, в Малом Театре правили эти самые «старухи». Наиболее заметной фигурой среди них была Вера Пашенная (крёстная мать Юрия Мефодиевича), Гоголева, Шатрова, Вера Обухова и ряд других. Со всеми этими выдающимися актрисами русской сцены моя гранни (как я называл бабушку) поддерживала тесные отношения. Пожалуй, теплее других были её отношения с Шатровой — а, может быть, я её просто лучше помню — которая чаще других бывала у нас дома (внучка Шатровой Лена была неизменно на посиделках наших общих друзей Стахурских).

Одним словом, каждый театр имеет свои «Законы Бытия», как монастырь имеет свой Устав. Малый Театр — это, конечно, театр-эталон, образец, законодатель мод в искусстве. Немыслимо, невозможно, чтобы им руководил кто-то иной, нежели Юрий Мефодиевич Соломин — сам эталонный человек и в смысле непререкаемого авторитета во всём мире, и по своим безусловно выдающимся человеческим качествам.

Я, честно говоря, не очень себе представляю, чтобы какой-то другой театр мог бы занять место Малого — русский язык, русское произношение, русский классический репертуар (вплоть до костюмов и предельно щепетильного отношения к тексту, например, в «Ревизоре» Гоголя) не могут быть заменены. Малый Театр должен быть и впредь высокой планкой, непререкаемым авторитетом в таком важном сегменте национальной культуры, как театральный.

Малый Театр России — это больше, чем Piccolo Teatro di Milano. Это скорее La Scala, но только в драматическом сегменте русской культуры.

Понятно, что направляющим (как говорят на флоте — вдаль смотрящим) должен быть такой человек, как Соломин. Он должен обладать и собственным чутьём, и собственным стилем, и безусловно русским характером.

На вопрос корреспондента «Э-Вести» о том, что представляет сегодня театр в жизни общества, худрук Малого ответил: «Театры – это воспитание с детства», — и добавил, что он с детства был воспитан Читинским городским театром. Он утверждает, что то, что закладывается в детстве театром, человек проносит на протяжении всей своей жизни; память о таких театрах мы сохраняем и будем сохранять.

Я скажу откровенно: никого другого, кроме Юрия Соломина, я не представляю себе на этом месте. Да, действительно, Россия богата театральными режиссерами и бонзами — может быть, как никакая другая театральная держава. Театральные режиссеры заняли место дворянского сословия в прежней России. Они — тот элитный класс, который задаёт тон и нормы поведения. Но только некоторые из наших режиссеров являются истинными носителями традиционных русских ценностей. Соломин в силу целого ряда причин, являясь абсолютно уникальным явлением — один из них.

Поделиться с друзьями
Subscription