В 1987 году кинорежиссёр Станислав Говорухин снял фильм «Десять негритят» по детективному роману Агаты Кристи. Этот фильм (хотя это была лишь одна из многих экранизаций) врезался в наше сознание и предопределил восприятие одного из самых популярных романов мира. В новом спектакле Владимира Машкова «И никого не стало» детектив стал другим.
Всё внутри протестует против новой постановки. И негритята стали индейцами, и название – «И никого не стало», но главное – не всех убили. Вот только если разобраться, то режиссёр здесь вовсе не причем…
Давайте вернёмся к истокам. «Десять негритят» (Ten little niggers) – это детективный роман Агаты Кристи, написанный ею в 1939 году, в основу сюжета которого легла песенка менестрелей.
В 1850-1860-е годы в Британии и США менестрелями называли артистов, гримировавшихся под чернокожих и распевавших шуточные песенки, включая детскую считалочку про негритят.
В роскошном особняке собирается разношёрстная публика – судья и секретарша, наемник и юный прожигатель жизни, чопорная дама и модный доктор Мясников, бывший следователь и старый генерал, плюс двое слуг. Они планируют прекрасно провести каникулы и познакомиться с загадочными и экстравагантными хозяевами, которые их пригласили. Однако дом оказался западней – им объявили, что здесь они умрут за совершенные ими преступления… И действительно, правосудие свершилось.
Год спустя, в 1940-м, Кристи опубликовала детектив в Америке, с заголовком «И никого не стало», так как в США слово «nigger» уже тогда звучало как уничижающий эпитет. За переименованием в заокеанском издании последовала тотальная замена негритят на индейцев, а в каких-то изданиях и на солдат.
Из США же идёт и более гуманный финал произведения. В 1943-м писательница и продюсеры решили, что счастливый конец будет милее широкой публике на Бродвее и более удобен для постановки на сцене. Кристи сама адаптировала эту историю под новым названием для театра, изменив конец.
Так при участии автора десять негритят превратились в восемь индейцев! В этом виде история и перекочевала на сцену Театра Олега Табакова.
В Британии же у «nigger» никаких отрицательных коннотаций не было, оно привносило нотки экзотики, ориентализма, поэтому сохранялось в таком виде до недавнего времени. Отсюда истоки кинопроекта у С. Говорухина.
Роскошные декорации, элегантные наряды, зловещие индейцы в Табакерке – всё это делает спектакль очень зрелищным. Богатства ему добавляет кучно звёздный состав: Анна Чиповская, Евгений Миллер, Сергей Угрюмов, Яна Сексте, Виталий Егоров…
Впрочем, мое внимание в нём больше привлекли работы Алены Лаптевой (старая дева Эмили Брент) и Бориса Плотникова (судья Уоргрейв), которых я видел впервые и чьей игрой был впечатлён. Интересен был и молодой актёр театра Владислав Миллер (гонщик Марстон).
Но есть ещё одно отличие двух российских версий. Если Говорухин делает акцент на расплату (это визитная карточка автора «Ворошиловского стрелка» и «Место встречи изменить нельзя»), то у Машкова острота саморазоблачающих речей антигероев как будто сглажена, и куда более ярко дана маниакальность загадочного «Робина Гуда».
Да, взятие на себя роли судьи и палача может оказаться ещё ужаснее преступления. Чей разум возмущенный не вскипит ветхозаветным «око за око, зуб за зуб», когда убийца уходит от наказания? Должна же восторжествовать справедливость!? Вот только как быть с раскаянием и христианским покаянием…
Тема произведения вечная – несправедливая неподсудность некоторых поступков, которые влекут гибель другого человека. Поэтому и Машков, и Говорухин по-своему правы. В этом и смысл.
«Детектив – это рассказ с моралью. Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву», – писала в своей автобиографии Агата Кристи.
Наверное, поэтому она и остаётся одним из самых читаемых авторов, а «Десять негритят / И никого не стало» является пятой самой продаваемой в мире книгой.
Все поставленные Агатой Кристи вопросы не пропали с исчезновением двух негритят из пьесы, которую в Табакерке сыграли чудесные актёры. И это не может не радовать. Но решить их моральные вопросы зрителю после спектакля потребуется самому.