Государственный Исторический музей (ГИМ) раскрыл свою коллекцию драгоценных часов и украшений, созданных отечественными и иностранными мастерами для русской элиты за последние 150 лет царствования династии Романовых. На выставке «Драгоценные часы и табакерки» в Историческом музее нет предметов, имеющих загадочное происхождение, или связанных с занимательной историей владельца, но интерес представляет целый пласт предметов обихода, которого были лишены россияне за последующие большевицкие 100 лет.
Сегодня, когда повсюду ограничивается и запрещается употребление табака, трудно представить себе, как коробочка для его хранения — табакерка, могла стать необходимым атрибутом состоятельного человека, символом его достатка. Но в XVIII веке считалось, что курение способно избавлять от головной боли — мигрени, а в XIX веке нюханье свежего табака прочно вошло в обиход высших слоёв общества.
Драгоценный состав упаковывался в роскошную оболочку, которая изготавливалась под заказ императорской фамилии или знати — для себя, в подарок или в качестве награды за службу. Жалованные табакерки и часы имели портреты, вензели, гербы.
В эпоху сентиментализма (первой трети XIX века) на роскошных украшениях (прежде всего, в табакерках и медальонах), стали появляться предметы любви — волосы близкого человека, например. Волосы и сами подчас становились материалом для производства украшений, которые считались такой ценностью, что передавались по наследству.
С экономической точки зрения потребление табака стало растущим трендом ювелирной промышленности, и ювелиры старались удовлетворить растущие запросы своих клиентов. Другим трендом было использование набиравших популярность часовых механизмов.
Прошло немало лет, пока часовой механизм, изобретённый Леонардо да Винчи, вошёл в обиход. Сначала его взяли на вооружение в армии, и потребовалось время, чтобы внедрить идеи великого итальянца в быт высокой аристократии.
Если первый часовой механизм из коллекции ГИМ начала XVIII века — это огромные часы для дилижанса француза Бержье, то вскоре технологии часовых мастеров позволяли делать механизмы и изделия из них миниатюрными. Ставший притчей во языцех мастер Иван Кулибин, живший в начале XVIII века, уже работал с ними.
Часики вмонтировались всюду — в украшения, кольца и перстни, браслеты, броши, ручки. Золото и серебро, рог и кость, черепаховый панцирь и перламутр, красное дерево — всё подходило для того чтобы подчеркнуть статус владельца колониальной эпохи и то, что он отмечает вниманием диковинные заморские материалы.
Эстетику моды с конца XVIII века задавали завоевавшие мир французы, и прекрасные русские дамы считали своим долгом заполучить табакерку и часы под каждый выходной костюм. Табакерки, медальоны и часы должны были соответствовать ему по стилю и тону так же, как серьги и кольца. У русской аристократии пользовались спросом и восточные мотивы, почерпнутые из дворцов шахов и ханов, вошёл в моду экзотический китайский и японский стиль.
Всё это будет отброшено за ненужностью советской эпохой, а когда роскошь вернётся в обиход начиная с 1990х годов, растущий спрос современных элит будут удовлетворять зарубежные, европейские мастера. Но если часы высоких мастеров продолжают быть востребованными у новой русской аристократии (включая Breget, интерес к которому возник ещё в эпоху империи), то табакерки уже отживут свой бытовой век. Возможно, навсегда, оставшись лишь ценным экспонатом музеев.