Исторический музей вспомнил историю роскоши и табака

Исторический музей вспомнил историю роскоши и табака

Государственный Исторический музей (ГИМ) раскрыл свою коллекцию драгоценных часов и украшений, созданных отечественными и иностранными мастерами для русской элиты за последние 150 лет царствования династии Романовых. На выставке «Драгоценные часы и табакерки» в Историческом музее нет предметов, имеющих загадочное происхождение, или связанных с занимательной историей владельца, но интерес представляет целый пласт предметов обихода, которого были лишены россияне за последующие большевицкие 100 лет.

Сегодня, когда повсюду ограничивается и запрещается употребление табака, трудно представить себе, как коробочка для его хранения — табакерка, могла стать необходимым атрибутом состоятельного человека, символом его достатка. Но в XVIII веке считалось, что курение способно избавлять от головной боли — мигрени, а в XIX веке нюханье свежего табака прочно вошло в обиход высших слоёв общества.

Драгоценный состав упаковывался в роскошную оболочку, которая изготавливалась под заказ императорской фамилии или знати — для себя, в подарок или в качестве награды за службу.  Жалованные табакерки и часы имели портреты, вензели, гербы.

В эпоху сентиментализма (первой трети XIX века) на роскошных украшениях (прежде всего, в табакерках и медальонах), стали появляться предметы любви — волосы близкого человека, например. Волосы и сами подчас становились материалом для производства украшений, которые считались такой ценностью, что передавались по наследству.

Табакерка, Россия, Санкт-Петербург, 1852 г. (золото, эмаль, гильошировка, живопись)
Табакерка, Россия, Санкт-Петербург, 1852 г. (золото, эмаль, гильошировка, живопись)

С экономической точки зрения потребление табака стало растущим трендом ювелирной промышленности, и ювелиры старались удовлетворить растущие запросы своих клиентов. Другим трендом было использование набиравших популярность часовых механизмов.

Прошло немало лет, пока часовой механизм, изобретённый Леонардо да Винчи, вошёл в обиход. Сначала его взяли на вооружение в армии, и потребовалось время, чтобы внедрить идеи великого итальянца в быт высокой аристократии.

Если первый часовой механизм из коллекции ГИМ начала XVIII века — это огромные часы для дилижанса француза Бержье, то вскоре технологии часовых мастеров позволяли делать механизмы и изделия из них миниатюрными. Ставший притчей во языцех мастер Иван Кулибин, живший в начале XVIII века, уже работал с ними.

Часики вмонтировались всюду — в украшения, кольца и перстни, браслеты, броши, ручки. Золото и серебро, рог и кость, черепаховый панцирь и перламутр, красное дерево — всё подходило для того чтобы подчеркнуть статус владельца колониальной эпохи и то, что он отмечает вниманием диковинные заморские материалы.

Часы в форме лиры, Западная Европа, конец XVIII в., (золото, жемчуг, эмаль, медь)
Часы в форме лиры, Западная Европа, конец XVIII в., (золото, жемчуг, эмаль, медь)

Эстетику моды с конца XVIII века задавали завоевавшие мир французы, и прекрасные русские дамы считали своим долгом заполучить табакерку и часы под каждый выходной костюм. Табакерки, медальоны и часы должны были соответствовать ему по стилю и тону так же, как серьги и кольца. У русской аристократии пользовались спросом и восточные мотивы, почерпнутые из дворцов шахов и ханов, вошёл в моду экзотический китайский и японский стиль.

Всё это будет отброшено за ненужностью советской эпохой, а когда роскошь вернётся в обиход начиная с 1990х годов, растущий спрос современных элит будут удовлетворять зарубежные, европейские мастера. Но если часы высоких мастеров продолжают быть востребованными у новой русской аристократии (включая Breget, интерес к которому возник ещё в эпоху империи), то табакерки уже отживут свой бытовой век. Возможно, навсегда, оставшись лишь ценным экспонатом музеев.

Табакерка
Табакерка
Часы в восточном стиле
Часы в восточном стиле
Табакерка
Табакерка
Часы карманные с цепью, Швейцария, 1904, (золото, эмаль, резьба)
Часы карманные с цепью, Швейцария, 1904, (золото, эмаль, резьба)
Табакерка, Россия, Санкт-Петербург, 1806-1809 гг. Мастер - Отто Самуил Кейбель, автор миниатюры - Александр Молинари (золото, бумага, стекло, гуашь, гравировка, чеканка, живопись)
Табакерка, Россия, Санкт-Петербург, 1806-1809 гг. Мастер — Отто Самуил Кейбель, автор миниатюры — Александр Молинари (золото, бумага, стекло, гуашь, гравировка, чеканка, живопись)
Часы карманные с ключом и печаткой, Франция, Париж, 1809-1819 гг., Mugnier (золото, резьба, гильошировка)
Часы карманные с ключом и печаткой, Франция, Париж, 1809-1819 гг., Mugnier (золото, резьба, гильошировка)
Табакерка
Табакерка
Часы
Часы
Табакерки
Табакерки
Часы открытые с шатленом, конец XVIII - начало XIX вв., (золото, серебро, эмаль, стекло, золочение, резьба, живопись), Часы, подвешенные к броши. Франция, Париж, последняя четверть XVIII в., Gide, (платина, золото, серебро, эмаль, металл, стекло, гильошировка, резьба)
Часы открытые с шатленом, конец XVIII — начало XIX вв., (золото, серебро, эмаль, стекло, золочение, резьба, живопись), Часы, подвешенные к броши. Франция, Париж, последняя четверть XVIII в., Gide, (платина, золото, серебро, эмаль, металл, стекло, гильошировка, резьба)
Часы нагрудные, Германия, XVI-XVII в., Конрад Краузер (серебро, недрагоценный металл, золочение, гравировка)
Часы нагрудные, Германия, XVI-XVII в., Конрад Краузер (серебро, недрагоценный металл, золочение, гравировка)
Табакерка
Табакерка
Часы карманные
Часы карманные
Часы карманные, Франция, Париж, 1778-1790, Gregson Pierre (золото, жемчуг, эмаль, медь, стекло, живопись)
Часы карманные, Франция, Париж, 1778-1790, Gregson Pierre (золото, жемчуг, эмаль, медь, стекло, живопись)
Часы карманные, Западная Европа, конец XVIII в., (золото, жемчуг, эмаль, медь, резьба, живопись, гильошировка)
Часы карманные, Западная Европа, конец XVIII в., (золото, жемчуг, эмаль, медь, резьба, живопись, гильошировка)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку