Вчера мы писали о прогнозе на 2023 год, и у меня возник вопрос: как группа Всемирного банка выдаёт на гора прогноз о том, что мировая экономика преобразится в ближайшие год-два — быстрее, чем за всё время наблюдения в 80 лет?
В центре нашего внимание был самый низкий за десятилетия прогноз мирового развития в 2023 году от МВФ. Одновременно тот же МВФ даёт прогноз о том, что «новый капитализм» имеет потрясающие регенерационные способности и в самое ближайшее время вырастут три главных рынка: услуг, капитала и инновационных технологий, преобразившись, они затем вытянут всю мировую экономику на исключительно высокий уровень.
Я давно не верю никаким прогнозам никаких рейтинговых агентств, а тем более выкладкам суперэкспертов, таких как МВФ, Всемирный банк и т.п. Чехарда в прогнозах — беда не только их, но всех тех, кто сколько-нибудь серьёзно к ним подходит и затем провозглашает. Сами предсказатели знают это лучше, чем кто бы то ни было, поскольку публикуют их и «засовывают» релизы в Forbes, Financial Post и Bloomberg.
Единственная задача этих ведомств — собирать материал и давать достоверный анализ и научно обоснованный прогноз, никакого другого предназначения у этих уважаемых организаций нет и быть не может — и затем под эти рекомендации они должны давать деньги — а в этом и весь вопрос.
Когда авторам прогнозов указывают на первопричину чехарды несусветной — мол, вы облажались в очередной раз — ответ всегда один: «Изначальные присланные нам данные были недостоверными или изменились».
На это мы всегда отвечаем: «Вы берёте такие деньги — миллиарды — за вашу работу, вы уж будьте любезны и как-нибудь постарайтесь наладить приход достоверных данных. У вас всё для этого есть, все ресурсы: от разведки до легальных публикаций, полученных на основе договоров с ведомствами, организациями и правительствами».
Не может быть в научной среде, чтобы все, кто осмеливаются давать прогнозы, давали прогноз о «черных лебедях», которые должны прилететь в 2021 году, при этом часть из них не прилетела вовсе, а часть прилетит в 2023 году. Теперь понятно, о чём я говорю?
Как в анекдоте, «куда податься бедному еврею»? Что же делать, кому верить, на что опираться? Ведь вся махина мировой экономики строится на обоснованных предположениях на завтрашний день. В России ряд изданий, например, РБК строит свою профессиональную деятельность и рекомендации на основе этих прогнозов, включая рейтинговые агентства первой десятки. Эти прогнозы мало того что необоснованны, они ещё и вводят в заблуждение.
Может быть, поэтому Россия не «ставит» на них? На днях зампред совмина РФ Белоусов высказался о грядущих беспрецедентных проблемах на ближайшие 2-3 года в мире и также отметил, что экономику России это не коснётся, или коснётся незначительно — вот это да!
Если речь идёт не о прогнозе, которому верить нельзя, то мы понимаем эти слова так, что Россия либо и есть мировая экономика, либо (уверен, что не это имел в виду уважаемый профессор) Россия полностью выключена из мировых процессов.
Даже в советское время взаимозависимость была налицо. Взять хотя бы совпадающую с сегодняшним днём дату 8 августа — дату начала Культурной революции в Китае (за четыре дня до этого Мао Цзэдун опубликовал свой знаменитый памфлет «Огонь по штабам»).
Китайцы, впрочем, приписывают своей элите главную заслугу — всё, что делалось с момента китайской революции в 1947 году, было запланировано, продумано, взвешенно и реализовано.
Китайцы сразу же дали «по мордасам» Хрущеву, как только тот сделал первые робкие шаги по дефашизации советского строя. Теперь уже грозный союзник и даже наставник — Пекин, вызвал на ковёр главного кукурузника на Земле, чтобы поставить его на место. Действия советского руководства бросали тень на действия главного выкормыша Сталина — Китая Мао Цзэдуна.
Вскоре после прихода к власти состоялась и встреча с председателем КНР, несмотря на то, что советская пропаганда утверждала, что лично они не встречались никогда наподобие того, что якобы Сталин никогда не встречался с Гитлером (мне лично говорил о ней профессор Меламид, бывший в Волчьем логове в Закарпатье — одной из тайных резиденций Гитлера на оккупированных территориях).
Хрущёв посетил Мао Цзэдуна. приехав в Китай тайком, что было неприемлемо для лидера сверхдержавы, коей в ту пору являлся СССР. Но таковы были правила игры среди руководства коммунистического рабочего движения. К слову сказать, Китай отказался принять участие в Международной конференции коммунистических и рабочих партий, организованной Москвой.
Сегодня речь не пойдёт о 100 миллионах погибших в ходе Культурной революции и об уничтожении почти всей технической и творческой интеллигенции, которую революционные комитеты отстранили от управления экономикой. Мы отметим только два события, важных для мировой экономики: создание страшного прецедента на рынке трудовых ресурсов в своих странах и переворот в мировой экономике, который произошёл уже после смерти Мао Цзедуна при его ученике Дэне Сяопине, который ничтоже сумняшеся, хотя сам отсидел в заключении, произнёс знаменитые слова: «Не было бы Культурной революции, не было бы и подъёма экономики Китая, он не стал бы мировой экономической державой».
Здесь я не могу не согласиться с ним, потому что почти 2-миллиардный народ Китая был так же ошеломлён зверствами властей, что не только готов был трудиться и создавать доменные печи для производства чугуна в каждом дворе, но и стать чугуном и доменной печью, лишь бы не убивали их и членов их семей.
Об ужасах и кошмарах тоталитаризма мы говорить не будем. Мы лишь хотим увязать прогнозы главных научных ведомств с пустопорожной частью их прогнозов. Они никогда не принимают во внимание достоверные факты, а занимаются научными выкладками на основе досужих рассуждений. После начала реформ страна ещё 20 лет жила в землянках и на одну пиалу риса на семью и чайник пресной воды на человека — это полагалось и на мытье, и на стирку, и на еду.
Лидером мировой экономики сегодня является Китай, но я уверен, что не всякая страна должна проходить через адское десятилетие (культурная революция в КНР длилась с 1966-1976 годы), чтобы вырваться вперёд в мировой экономике и задавить всех остальных.
Доля СССР в мировом ВВП в 1966 году составляла 10%, ту же долю страна имела в 1976 году (есть, правда, вдвое оптимистичные расчёты), временно увеличив её до 11-13% в период китайской Культурной революции. Затем этот показатель упал до 3.5% от глобального ВВП и к 1992 году страна уступила своё место в мировой экономике Поднебесной.
Китай стартовал с 4%-ной доли в мировом ВВП в 1966 году, и корреляции роста экономики с периодом культурной революции нет (она и накануне росла двухзначными темпами, а в процессе революции бывали годы падений). Сегодня, безо всякой Культурной революции, страна обгоняет США и Европу.
В далёкие годы образования Китайской Народной Республики уже было заложено её процветание. СССР в результате репараций, аннексий и контрибуций после Великой Отечественной войны получила из Германии 3’500 заводов и огромный станковый парк, в десятки миллионов станков. Сталин, создавая свою колонию в лице Китая и отдавая большую часть полученного с Германии китайцам, создал условия для того чтобы Россия стала колонией своего бывшего младшего партнёра. Такая вероятность стала ясна уже с первых дней пребывания Хрущева у власти.
Благосостояния Китая сегодня формировалось американскими и европейскими транснациональными компаниями, которые охотно инвестировали в её рост и размещали свои производства в этой стране. В 2022 году объём инвестиций в экономику КНР достиг $189.13 (+8% к 2021 году), основной инвестор — США, Южная Корея, Германия, Великобритания. В Россию было инвестировано $19 миллиардов за тот же период (как отмечает ЮНКТАД, вдвое меньше 2021 года из-за ухода иностранных компаний), причем основной инвестор — Китай, вкладывающий деньги в Дальний Восток.
Цель сегодняшнего материала — напомнить о том, что верить надо не прогнозам, а собственным глазам и ушам, особенно если это касается 112 горящих точек на тщедушном теле планеты Земля, которые, как правильно сказал Белоусов, не повлияют на национальную экономику России, у которой своя судьба.