Как Россия спасает Александра Лукашенко в экономическом плане?

экономика Беларуси

Поступают сообщения о том, что ближайший к Беларуси порт Клайпеда в Литве перестаёт получать белорусские грузы, которые из него уходили как в Европу, так и в остальной мир. Одновременно министр энергетики России А. Новак сообщил, что российская сторона найдёт способ переправлять белорусские нефтепродукты объёмом 4-5 миллионов тонн за рубеж.

Ситуация очень проста: как Евросоюз, так и американская сторона в совокупности наложили санкции на 30 белорусских чиновников группы «А». Разумеется, первый в этом списке — нынешний глава Беларуси Александр Лукашенко.

Главный оппозиционер Светлана Тихановская в своём вчерашнем обращении к СМИ в присутствии президента Европарламента Д. Сассоли просила ЕС наложить санкции на Лукашенко лично, но не на экономику страны.

Беларусь — главный поставщик калия на мировой рынок. Беларуськалий — главный производитель сырья, необходимого для сельхозудобрений; он является главным поставщиком валюты в бюджет постсоветской республики. Не менее трети грузов, исходящих из порта Клайпеда — это калий из Беларуси, идущий в другие страны. В результате санкций, трансфер калия из Беларуси в Европу и остальной мир практически приостановлен. Ведь Клайпеда — это территория ЕС, которая наложила санкции на страну.

Быстро переориентировать трансфер белорусских грузов через другой порт не удастся, это потребует минимум год-два. Во-первых, надо найти такой порт (предположительно, это будет один из портов Калининградской области), во-вторых, потребуется наладить инфраструктуру: найти суда, произвести каботажные работы, приготовить порты к приемке грузов, осуществлять сопутствующие финансовые, юридические и организационные услуги.

Одним словом, пока Клайпеда остаётся единственной альтернативой для белорусских товаров. Вместе с тем, переговорный процесс относительно возможности продолжать поставлять белорусские грузы чрезвычайно затруднён из-за санкций. Надо искать обходные варианты оформления грузов и их доставки.

Что же касается потока нефтепродуктов, производимых как на белорусской, так и на российской территории из российского сырья, то здесь картина следующая: Беларусь строила на транзите из РФ в Европу и обратно до 40% своей экономики. Как и прибалтийские страны, так и Беларусь — это экономика, которая искала и нашла своё «место под Солнцем» в мировой экономике как государство, профитировавшее за счёт перегона товаров и услуг из РФ в ЕС и в мир. Наибольшую выгоду из всех названных стран по этой части показателей в мировой экономике получала Беларусь, а на втором — Латвия.

Все эти страны производят свои собственные товары и услуги, но при этом за счёт транзита товаров и услуг из РФ в ЕС и обратно они имели те же доходы, сопоставимые с доходами от собственной экономики.

Если Беларусь не будет осуществлять транзит российских товаров и они будут идти через Россию, что страна лишится важной статьи доходов.

Вывод очевиден. Пока Россия не протянет руку помощи Беларуси, страна будет не только в изоляции, но и в состоянии экономического коллапса.

***

Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.

Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку