Мир произведений искусства изобилует рассказами, когда на блошином рынке человек за гроши покупает полотно неизвестного, а оно оказывается картиной знаменитого живописца и уходит на торгах за миллионы. Наша история в чём то похожа.
На этой неделе в новой парижской галерее Moretti Fine Art будет выставлена картина итальянского мастера барокко Джованни Франческо Барбьери, более известного как «Иль Гверчино», чьё авторство только недавно удалось установить. На портрете изображён Моисей с благоговейно поднятыми ладонями и, благодаря недавней реставрации, озарённый Святым светом.
Джованни Франческо Барбьери родился в семье крестьян городка Ченто, что находится на полпути между Болоньей и Феррарой. Из-за своего косоглазия он в детстве получил прозвище — Гверчино («косенький»), под которым теперь все его знают. Будучи художником-самоучкой, он в возрасте 16 лет поступил на службу подмастерьем к Бенедетто Дженнари, живописцу Болонской школы. Уже через восемь лет он становится мастером и получает свои первые заказы.
Буквально в ноябре 2022 года та же картина дебютировала в Париже со значительно меньшей помпой, когда её выставил аукционный дом Chayette&Cheval. Год назад её авторство приписывалось анонимному последователю Гвидо Рени из Болонской школы XVII века и предлагалась по цене всего 5‘000-6‘000 евро.
В каталоге Chayette&Cheval написано, что аукционный дом рассматривал возможность авторства Гверчино, ибо известна копия этой композиции в исполнении его ученика Бенедетто Залоне. Причины, по которым авторство Гверчино было тогда отвергнуто, в брошюре не указаны.
Безымянная картина всё же привлекла внимание экспертов, по крайней мере двух, которые боролись за неё на аукционе в ноябре. В итоге итальянский эксперт по старым мастерам Фабрицио Моретти взял верх предложив головокружительные 590‘000 евро. Но эти деньги не потолок, ведь сейчас за неё просят 2 млн евро.
«Мы никогда не ставили под сомнение авторство, — сказал Моретти. — За километр видно, что это ранний Гверчино, и это лучший момент в карьере художника. Наши глаза — это наше знание».
Дилер потратил год на реставрацию и на выяснение подробностей происхождения картины. «Мы немного рискнули, потому что вы всегда рискуете, когда покупаете старую картину. К счастью, картина была в идеальном состоянии», — добавил он.
Новое исследование предполагает, что работа была создана в 1618 или 1619 году, когда Гверчино был 20-летним юношей и жил в родном Ченто. Картина являет собой ранний образец таланта — прима-манера художника — работы, написанные им до поездки в Рим в 1621 году.
Моисей, вернее модель, послужившая прототипом, имеет поразительное сходство с пожилой мужской фигурой на картине Гверчино «Илия, которого кормят вороны» (1620) из Национальной галереи в Лондоне. Эта работа также имеет сходство с «Царём Давидом» (ок. 1617-18), хранящимся в Музее изящных искусств в Руане (Франция), и с «Головой старика» (ок. 1619-20) из Оксфордского музея Эшмола. В каждом случае человек с удивлением смотрит вверх, заворожённый чем-то в дали.
Удалось выяснить ранних владельцев картины. Первая запись, датируемая 1624 годом, упоминает портрет как часть коллекции кардинала Алессандро д‘Эсте, покровителя Гверчино, после смерти которого он попадает в коллекцию герцога Эсте в Модене. Во времена правления Наполеона картина была вывезена во Францию, после чего её следы теряются. Однако она не канула в Лету, о её существовании знали благодаря копиям.
Теперь оригинал вновь станет доступен публике — 14 сентября он будет представлен на выставке Moretti Fine Art в Париже.