Картина, проданная год назад за $5000, теперь стоит $2 млн

Картина, проданная год назад за $5000, теперь стоит $2 млн

Мир произведений искусства изобилует рассказами, когда на блошином рынке человек за гроши покупает полотно неизвестного, а оно оказывается картиной знаменитого живописца и уходит на торгах за миллионы. Наша история в чём то похожа.

На этой неделе в новой парижской галерее Moretti Fine Art будет выставлена картина итальянского мастера барокко Джованни Франческо Барбьери, более известного как «Иль Гверчино», чьё авторство только недавно удалось установить. На портрете изображён Моисей с благоговейно поднятыми ладонями и, благодаря недавней реставрации, озарённый Святым светом.

Джованни Франческо Барбьери родился в семье крестьян городка Ченто, что находится на полпути между Болоньей и Феррарой. Из-за своего косоглазия он в детстве получил прозвище — Гверчино («косенький»), под которым теперь все его знают. Будучи художником-самоучкой, он в возрасте 16 лет поступил на службу подмастерьем к Бенедетто Дженнари, живописцу Болонской школы. Уже через восемь лет он становится мастером и получает свои первые заказы.

Буквально в ноябре 2022 года та же картина дебютировала в Париже со значительно меньшей помпой, когда её выставил аукционный дом Chayette&Cheval. Год назад её авторство приписывалось анонимному последователю Гвидо Рени из Болонской школы XVII века и предлагалась по цене всего 5000-6000 евро.

В каталоге Chayette&Cheval написано, что аукционный дом рассматривал возможность авторства Гверчино, ибо известна копия этой композиции в исполнении его ученика Бенедетто Залоне. Причины, по которым авторство Гверчино было тогда отвергнуто, в брошюре не указаны.

Безымянная картина всё же привлекла внимание экспертов, по крайней мере двух, которые боролись за неё на аукционе в ноябре. В итоге итальянский эксперт по старым мастерам Фабрицио Моретти взял верх предложив головокружительные 590000 евро. Но эти деньги не потолок, ведь сейчас за неё просят 2 млн евро.

«Мы никогда не ставили под сомнение авторство, — сказал Моретти. — За километр видно, что это ранний Гверчино, и это лучший момент в карьере художника. Наши глаза — это наше знание».

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино), Моисей,  1618–19
Джованни Франческо Барбьери (Гверчино), Моисей, 1618–19

Дилер потратил год на реставрацию и на выяснение подробностей происхождения картины. «Мы немного рискнули, потому что вы всегда рискуете, когда покупаете старую картину. К счастью, картина была в идеальном состоянии», — добавил он.

Новое исследование предполагает, что работа была создана в 1618 или 1619 году, когда Гверчино был 20-летним юношей и жил в родном Ченто. Картина являет собой ранний образец таланта — прима-манера художника — работы, написанные им до поездки в Рим в 1621 году.

Моисей, вернее модель, послужившая прототипом, имеет поразительное сходство с пожилой мужской фигурой на картине Гверчино «Илия, которого кормят вороны» (1620) из Национальной галереи в Лондоне. Эта работа также имеет сходство с «Царём Давидом» (ок. 1617-18), хранящимся в Музее изящных искусств в Руане (Франция), и с «Головой старика» (ок. 1619-20) из Оксфордского музея Эшмола. В каждом случае человек с удивлением смотрит вверх, заворожённый чем-то в дали.

Джованни Франческо Барбьери, «Илия, которого кормят вороны», 1620
Джованни Франческо Барбьери, «Илия, которого кормят вороны», 1620

Удалось выяснить ранних владельцев картины. Первая запись, датируемая 1624 годом, упоминает портрет как часть коллекции кардинала Алессандро дЭсте, покровителя Гверчино, после смерти которого он попадает в коллекцию герцога Эсте в Модене. Во времена правления Наполеона картина была вывезена во Францию, после чего её следы теряются. Однако она не канула в Лету, о её существовании знали благодаря копиям.

Теперь оригинал вновь станет доступен публике — 14 сентября он будет представлен на выставке Moretti Fine Art в Париже.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку