В конце прошлой недели агенты ФБР посетили Художественный музей Орландо и изъяли 25 картин, приписываемых Жан-Мишелю Баскиа, которые были представлены на выставке работ покойного художника.
Операция прошла прямо на глазах посетителей музея. Агенты предъявили ордер на обыск, составили акт конфискации – они сняли экспонаты со стен, поместили их в коробки и погрузили в автомобили.
По данным газеты Times, ФБР расследует два потенциальных преступления: заговор и мошенничество. Среди всего прочего в ордере говорилось, что расследование выявило «ложную информацию, связанную с предполагаемым предыдущим владением картин» и «попытки продать картины с подлогом происхождения».
Обычно, когда посещаешь выставку, не обращаешь внимание на то, кому принадлежит та или иная картина, а зря. Это как не отделять мух от котлет – вкус странный, к которому можно привыкнуть.
Если приглядеться, то можно обнаружить то тут, то там полотна из частной коллекции. И, как правило, они существенно худшего качества, чем из музейного собрания. И хорошо, если это ещё подлинники… Как часто про них слышишь: «недавно обнаружена». А некоторые частные коллекции сплошь из «недавно обнаруженных» картин. Одна такая коллекция выставлялась в ведущем московском музее…
Зачем это делается? Так легализуется подлинность произведений искусства. Полотно выставлялось в Лувре – значит предполагается, что эксперты этой институции проверяли его подлинность. Но это только предположения, и только. Появившись в том каталоге, этом – картина возрастает в цене. Это арт-рынок – бизнес, сравнимый с мировой торговлей оружием.
В США на этот раз, как мы видим, «легализаторы» попались с поличным.
Любопытно звучит заявление представителя музея Эмилии Бурмас-Фрай:
«Важно отметить, что у нас до сих пор нет оснований полагать, что музей был или является объектом какого-либо расследования. Мы по-прежнему рассматриваем наше участие исключительно в роли свидетелей».
Никто из сотрудников не был арестован, добавляет она, и музей подчиняется федеральным агентам, которые теперь завладели всеми экспонатами, представленными на выставке под названием «Герои и монстры».
Жан-Мишель Баскиа – американский художник, прославившийся в 1980-х годах в рамках движения неоэкспрессионизма (Стиль позднего модернизма, возникший как реакция на концептуальное искусство. Неоэкспрессионисты вернулись к изображению узнаваемых объектов, таких как человеческое тело в грубой и бурно эмоциональной манере, часто с использованием яркой палитры). Сегодня картины художника стоят десятки миллионов долларов. Но сам он погиб в 1988 году в возрасте 27 лет от передозировки наркотиков.
История происхождения 25 картин в Орландо, как рассказывают в музее, выглядит так: Баскиа нарисовал их на картоне в 1982 году, когда жил в Калифорнии, затем продал сценаристу Тэду Мамфорду за $5’000. Мамфорд прятал их в хранилище в течение 30 лет. Однако, когда в 2012 году он задолжал по арендной плате, они были проданы с аукциона. Арт-дилер Уильям Форс вместе со своим финансовым спонсором Ли Мэнганом купил их за $15’000.
Сомнения в подлинности этих предметов начали возникать почти сразу после их обнаружения. По данным The Times, перед своей смертью в 2018 году Мамфорд заявил ФБР, что у него никогда не было никаких произведений Баскиа. Кроме того, картон, использованный по крайней мере на одной из картин, содержал шрифт FedEx, который компания начала использовать только в 1994 году, через шесть лет после смерти художника.
«При быстром визуальном осмотре они сразу же вызывают проблемы, – арт-консультант Тод Левин. – Любому, кто разбирается в творчестве Баскиа – имея многолетний опыт работы с его картинами, насмотренность, и знание художника, – сразу станет ясно, что это, без сомнения, не его работы».
Директор музея и владельцы картин утверждают, что работы подлинные. Ещё бы. Ведь, если они настоящие, то могут стоить более $100 млн.
Artnet замечает, что все попытки продать работы на вторичном рынке потерпели неудачу.
«На карту поставлена и моя репутация, – говорит Аарон Де Грофт, директор OMA. – И я абсолютно не сомневаюсь, что это Баскиа».
Выставка открылась в феврале, и первоначально планировалось, что она продлится до июня 2023 года. Однако позже было объявлено, что она завершится этим летом, а картины отправятся в Италию.
По сведениям AP, ФБР считает, что такое изменение планов связано с попыткой «избежать дальнейшего изучения происхождения и подлинности работ общественностью и правоохранительными органами».